Дед Мороз по традиции задержался. Не успевает он домашние дела с эльфами и прочими оленями разрулить загодя. Но вот прибыл с мешком отсортированных подарочков, хоть некоторые и сочтут их помятыми. И возможно даже разбитыми.
Лучшие фильмы:мать! / mother! (США, 2017, реж. Даррен Аронофски)Определённо. Ничего интереснее я в этом году не наблюдал. Аронофски хоть и с маленькой буквы, но снял свой лучший фильм за годы, чьего метафорическо-аллегорического наполнения хватит на недельные игры в конструктор. Зрительской фантазии вполне должно хватить на трактовку:
- Спектакля масштабной ветхозаветной библейщины, отменно обыгранной в пространстве многокомнатной декорации.
- Противостояния духовного и природного (то бишь Бога-творца и Матери-сырой земли). И даже космического, как оно мне видится.
- Отсылок к Гёте и оммажи Бунюэлю и Полански.
- Истории эгоистичного писателя, кладущего на алтарь популярности всё, включая родных и любимых.
- Рассказ о бессовестном муже, не ставящим впритык свою жену, притом что плотно сидит на её шее.
- Как вариант, вообще злобного антитворческого памфлета.
Особенно подкупает тон подачи, сопоставимый с моими личными изысканиями, ироническим разбором на пальцах. Даррен не только доводит абстрактную ситуацию до задранного градуса абсурда, но как бы поддевает и передёргивает: окей, Гугл - Библия для чайников – разложи-ка на кубики эти байки. В любом из вариантов это слетевшее с катушек кино держало до финала.
История призрака / A Ghost Story (США, 2017, реж. Дэвид Лоури)Амбициозное, но при этом домашнее кино от автора недавнего ремейка диснеевского «Дракона Эллиота» (вот уж неожиданность то) об экзистенциальном ступоре и привязанности к вещам, выполненная в традиции холодных работ Каррута и Кубрика.
Бесконечная поэзия / Poesía Sin Fin (Чили-Великобритания-Франция, 2016, реж. Алехандро Ходоровски)Сеанс второй. Ходоровски продолжает копаться в своём прошлом посредством магического реализма и иллюзий, начиная ровно с того места, где остановился в «Танце реальности». Мальчик Алехандро подрос и пробирает себе путь в жизни к мечте стать поэтом. В нынешней же «Бесконечной поэзии» отчётливо стал заметен авторский взгляд изнутри. У Ходоровски на экране не совсем люди и персоны, а скорее их внутренний мир, во всей красе и уродстве. Впрочем, уже давно замечено, что реальность иллюзорна и легко поддаётся пересобиранию. Неизвестно ещё, какой из этих миров всамделишнее.
Смутные времена / Очень тёмные времена / Super Dark Times (США, 2017, реж. Кевин Филлипс)Приковывающее своим конфликтом несовершенства стрежня и абсолютности формы кино, то ли триллер, то ли драма, о воле случая в формировании деформации личности посредством чувственного опыта и социальных вил. Почему-то вспоминается заодно и «Квартира 29» Романа Каримова, и, конечно, кинговские детские персонажи.
Три рекламных щита на границе Эббинга, штат Миссури / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri (Великобритания-США, 2017, реж. Мартин МакДона)Так и тянуло до поры назвать это кино американским «Майором». Система правосудия избирательна и гнила, и требует хорошего пинка под зад. Героиня, чью дочь изнасиловали и убили, борется с нерасторопностью копов и принимает на себя огонь их недовольства. Но Мартин МакДона щедр на нюансы и проработку характеров. Чёрно-белых типчиков здесь не держат. У всех своя правда, пусть и недалёкая. Что важнее, персонажи не только доходят в своих эмоциях до края, но и находят в себе силы меняться. Одно из самых зрительских и доступных фильмов уходящего года с впечатляющей игрой Фрэнсис Макдорманд.
