Течет батарея
Содержание:
- Особенности ремонта чугунной батареи
- Ключевые методы борьбы с течью
- Плановое обслуживание
- Узел возле стояка
- Устранение протечки механическим путем
- Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
- Течет батарея отопления: что делать в зависимости от типа дефекта
- Устройство чугунных радиаторов
- Проверка боковых стенок секций алюминиевого радиатора
- Виды и причины протечек
Особенности ремонта чугунной батареи
По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью
Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи
Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.
Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь
Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть
Совет! В старом радиаторе соединительные чугунные ниппели раскрутить сложно, так как резьбы сильно закисают. Упростить ситуацию помогает прогрев паяльной лампой. Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов
Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.
Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:
- Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
- Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
- Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
- После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.
После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.
Ключевые методы борьбы с течью
Если нет возможности сразу вызвать аварийную бригаду, можно воспользоваться следующими приемами:
- болтом-саморезом;
- гипсово-цементной повязкой;
- герметиком;
- резиновой прокладкой и хомутом;
- тканью с водо- и термостойкой клеевой пропиткой;
- сваркой.
Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке
Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке. Далее нужно как можно оперативнее позаботиться об установке нового радиатора.
Герметичная пломба
В хозяйственном магазине можно приобрести герметик на полимерной либо порошковой основе. На воздухе этот состав полимеризуется, с его помощью можно выиграть время для организации полноценного ремонта. Двухкомпонентные вариации затвердевают после смешивания всех составляющих.
Холодная сварка – это двухкомпонентный герметик, который продается в компактных тубусах, обычно в ее состав входят эпоксидная смола и металлический порошок. Участок перед применением холодной сварки нужно тщательно зачистить, обязательно обезжирить. Необходимо удалить краску, ржавчину, притом желательно с припусками, чтобы увеличить доступную зону контакта. Зачистку легче всего произвести с применением камня, который обычно используется для заточки ножей
Инструкция на тубусе подробно описывает рекомендуемый производителем способ применения, нужно обратить внимание, что некоторые разновидности нельзя использовать во влажных условиях – вода может стать препятствием для полноценной полимеризации
Производители предлагают жидкую сварку и густую, по консистенции напоминающую пластилин. Перед применением нужно размять в руках оба компонента так, чтобы полимер обрел однородный цвет без вкраплений, далее его толстым слоем наносят на дефектный участок. Желательно не подавать в систему воду до полной полимеризации состава. При качественном нанесении через несколько часов образуется прочное покрытие, препятствующее выделению влаги.
Хомут и прокладка
Эта методика применима для устранения повреждений на стыке отопительного прибора и магистральной трубы. В качестве резинового бандажа можно использовать кусок велосипедной камеры, его крепят с помощью хомута либо проволоки.
Влагостойкий клей
Еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями. Ткань пропитывают клеем, устойчивым к термическому воздействию и влаге, ею оборачивают проблемную зону. К моменту высыхания вода перестанет выступать на поверхности. Для решения подобной задачи отлично подойдет двухкомпонентный эпоксидный состав.
Влагостойкий клей – еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями
Повязка с цементом и гипсом
Нужно подготовить алебастр, цемент, небольшую емкость с водой комнатной температуры, медицинский бинт и соль. Цемент разводят в емкости так, чтобы консистенция напоминала нежирную сметану, нужно погрузить в смесь нарезанный полосами бинт и после того, как он пропитается, обмотать заготовками место повреждения. Алебастр (гипс) понадобится в том случае, если необходимо произвести ремонтные работы без перекрытия воды – такая смесь быстрее схватывается.
Протечки, возникающие на резьбовом соединении, устраняют с помощью соли. Ткань или бинт намачивают и обваливают в соли, обматывают ими место стыка. Сверху накладывают упомянутую цементную повязку.
Сварка
Эта методика подойдет только для стальных приборов, здесь понадобится сварочный аппарат. Дуговая сварка опасна, лучше использовать газовую – так можно не бояться повреждения зоны вокруг течи.
Плановое обслуживание
Все перечисленные методы большей частью применяются зимой, когда необходимо срочно что-то сделать. В теплый период года можно провести плановое обслуживание стояков и батарей, чтобы зимой не возникало протечек. Батарея полностью снимается со своего места и раскручивается на секции. Все резьбовые соединения очищаются от старого уплотнителя. Ниппели при необходимости заменяются на новые. Межсекционные прокладки также полностью заменяются. Обнаруженные свищи завариваются или запаиваются, и батарея устанавливается на свое место. В видео ниже можно посмотреть другие способы ликвидации течей.
Узел возле стояка
Течь в месте ответвления от стояка может происходить по причине прохудившегося соединения. Если оно выполнено сваркой, то причиной течи может быть коррозионное воздействие, которое усиливается при использовании отопительной системы, как нуля при отматывании счетчика. Другая причина такой течи заключается в небрежности мастера, который выполнял стык. Также проблема течи может быть в некачественном материале, который был закуплен для экономии средств. Нередко течь появляется при большом напряжении труб, которое возникает из-за выполнения сварочных работ или нагрузок на них тяжелыми предметами.
Самым простым способом, который позволит ликвидировать утечку в таком месте, является металлический хомут и кусок резины. Если такая течь не редкость, то можно заранее запастись достаточным количеством резиновых уплотнителей для ликвидации течи. Их можно нарезать из старой камеры от велосипеда. Размеры могут быть самыми разными, т. к. никогда не знаешь, где придется применить этот метод. Первым делом стоит постараться временно ликвидировать подтекание с помощью подручных средств. Далее послабляются два хомута и надеваются на трубу. Вырезанный кусок резины помещается на место течи и на него надвигаются хомуты. Зажимать их отверткой стоит до того момента, пока течь не прекратится.
Если становится понятно, что в определенном месте стенка трубы стала тоньше, чем необходимо вследствие коррозии, тогда можно применить не резиновый, а гипсовый или цементный хомут для устранения течи. Этот способ также подходит, когда течь наблюдается из-за трещины в трубе. В теплую воду необходимо добавить небольшое количество цемента и гипса. Вещества перемешиваются до образования однородной массы, но она должна иметь хорошую текучесть. Понадобится плотный бинт. Его необходимо хорошо пропитать в приготовленном растворе. Желательно нарезать его частями в 20 см. Пропитанный бинт обматывается вокруг повреждения, где есть течь, сделать это необходимо в несколько слоев, чтобы течь полностью исчезла.
В некоторых случаях проблема возникает из-за течи непосредственно на резьбе. С решением по ликвидации течи затягивать не стоит. Желательно пойти радикальным методом и срезать лопнувшую часть, наварить патрубок и нарезать новую резьбу. Но в ожидании ремонтной бригады можно наложить жгут на место течи. Он делается по принципу предыдущего, но перед замачиванием в цементную смесь, необходимо смочить бинт водой и посыпать его солью.
Обратите внимание! Стоит помнить, что это только временные решения по ликвидации течи и нельзя, чтобы они становились постоянными. Труба, которая уже подверглась разрушению будет и дальше гнить от коррозионного воздействия
Плохо если следующий пробой, возникнет, когда никого не будет дома.
Устранение протечки механическим путем
Если хотите надежно отремонтировать систему и надолго забыть о проблеме, придется потратить деньги. Причем список используемых средств существенно расширяется (в скобках указана цена изделия):
- зажимной хомут для патрубков охлаждения автомобиля (0.4 у. е.);
- трубный бандаж на 4 болта (0.7…10 у. е. в зависимости от материала и качества изготовления);
- лента самовулканизирующаяся (2.5 у. е.);
- хомут седловой, применяемый для врезки, плюс заглушка (2…10 у. е.);
- многоразовый хомут Kibosh от бренда ROTHENBERGER для экстренной ликвидации течи (20 евро).
Помимо указанных приспособлений, для восстановления герметичности пластиковых магистралей применяются «родные» фитинги – соединительные муфты. Ветвь системы опорожняется, труба в месте протечки разрезается, затем концы стыкуются с помощью муфты.
Металлический бандаж (слева) и седловой хомут из пластика (справа)
Еще один простейший соединитель для стали – подходящий по диаметру армированный шланг. Последний монтируется вместо вырезанного гнилого участка водопровода. Способ крепления – затяжные либо проволочные хомуты.
Теперь поочередно разъясним технологию использования механических средств герметизации:
Как видите, только вулканизирующая лента подходит ко всем типам повреждений. Остальные хомуты и бандажи монтируются на прямые участки труб, заделать батарею, стык или отвод не получится. Но для этой цели существуют различные химические средства.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Течет батарея отопления: что делать в зависимости от типа дефекта
Все рекомендации можно конкретизировать в соответствии с локацией проблемного явления, в этом случае стоит рассмотреть 4 наиболее распространенные ситуации.
Как заделать течь между двумя секциями радиатора?
Здесь необходима дополнительная герметизация зоны стыка. Участки, располагающиеся между двумя секциями батарей из чугуна, как правило, имеют прямолинейную форму и характеризуются небольшой площадью, благодаря чему можно быстро найти дефект и в сжатые сроки его устранить.
Стоит воспользоваться алгоритмом из следующих действий:
- укрепить направляющий винт с помощью обычного автомобильного хомута;
- можно сделать хомут самостоятельно, используя несколько пластин из стали (здесь не подойдут алюминиевые заготовки). Для затягивания петли используется болтовое соединение;
- проблемное место перед тем, как накладывать хомут, необходимо изолировать с помощью резиновой прокладки. Ее можно заменить прямоугольным отрезком ткани, пропитанным эпоксидным клеем.
Обматывать стык между радиаторами нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть соединение, такую же осторожность следует проявлять при дальнейшем использовании хомута
Ликвидация дефекта в месте соединения стояка с трубой
Здесь причиной появления влаги может быть некорректный монтаж, проблема становится заметной после запуска отопительной системы. Стояк с трубой обычно соединяются с помощью сварки либо резьбы, в обоих случаях небрежная сборка, неаккуратная сварка, использование труб разного диаметра вызывают подтеки и влекут необходимость немедленного ремонта.
Если на эту будет оказано сильное механическое давление, например, во время детской забавы или когда возникает необходимость добраться к верхней части окна, даже небольшие нагрузки могут вызвать возникновение излома на стыке или перекоса. В этом случае временной мерой также, как и в предыдущем случае, может стать хомут в тандеме с резиновой прокладкой.
Устранение трещины в радиаторе
Оптимальным решением может стать применение классической сварки, но эта методика, во-первых, опасна и трудоемка, во-вторых, подразумевает наличие оборудования и соответствующих навыков.
Холодная сварка – отличный метод для устранения трещины в радиаторе
Уместная альтернатива – холодная сварка. Проблемный участок радиатора нужно подготовить – тщательно высушить и обезжирить. Далее нужно взять небольшой шарик холодной сварки и с усилием прижать его к месту течи. Материал в течение нескольких минут полимеризуется, для его полного застывания достаточно получаса. Эту батарею можно будет уже через сутки запустить в работу, но после окончания отопительного сезона понадобится ее замена – холодная сварка считается временной мерой.
Восстановление целостности отопительной трубы
Для подвода теплоносителя используются стальные трубы, на них накладывают повязки с гипсово-цементной смесью:
- в небольшой емкости разводят цемент до средне-густой консистенции;
- подготавливают отрезы бинта длиной примерно 30 см;
- бинты вымачивают в цементном растворе;
- с усилием наматывают заготовки на поврежденный участок в несколько слоев, чтобы обеспечить прочность соединения.
Если нет возможности перекрыть кран, первая наматываемая повязка должна быть вымочена в алебастровом растворе. Следующим слоем уже можно использовать цементные повязки.
Устройство чугунных радиаторов
Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади. При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:
- Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
- Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.
Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:
- заглушками;
- запорными устройствами;
- пробками;
- хвостовиком и терморегулятором;
- контргайками;
- ниппелями и прокладками.
Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.
Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.
Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.
Читайте у нас на сайте другую полезную информацию о чугунных батареях:
Проверка боковых стенок секций алюминиевого радиатора
Вот теперь начинается самое сложное…
Проблема в том, что 95% протечек возникают только тогда, когда вода или теплоноситель находятся в радиаторе под давлением. Снять секцию, набрать в нее воды и посмотреть откуда она выходит – не получится.
К сожалению, на этом этапе вам придется попотеть. Чтобы точно узнать место, где течет алюминиевый радиатор отопления, придется демонтировать секции.
Если ваш радиатор установлен и подключен правильно, то на нижней и верхней трубах есть краны, а между собой они соединены через байпас. Вам необходимо выполнить следующие действия:
- Перекройте вентили на трубах подачи и обратки;
- Откройте байпас;
- Слейте воду из радиатора.
Чтобы слить воду из батареи сначала открутите верхнюю заглушку, после чего – нижнюю. Когда вода вытечет полностью, можно приступать к демонтажу секций.
Если байпаса или кранов нет, придется отключать всю систему отопления. В частном доме сделать это несложно. В многоквартирном здании для этого обратитесь к работникам ЖЭКа, ЖКХ или штатному сантехнику. В некоторых домах (особенно новых) можно перекрыть отопление только в своей квартире.
Варианты протечек и поиск повреждений секции
В данной ситуации возможны два варианта (см. рис).
Варианты протечек боковой стенки радиатора.
Если алюминиевый радиатор отопления потек с той стороны секции, которая находится дальше от трубы подачи, необходимо сделать следующее:
С помощью ниппельного ключа открутите гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной, дальше от трубы (см. рис);
Места откручивания ниппельных гаек секции, расположенных дальше от подачи воды.
Если протечка появилась со стороны секции, расположенной ближе к трубе подачи, надо поступить следующим образом:
- С помощью ниппельного ключа открутите ниппельные гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной ближе к трубе (см. рис);
- Открутите поврежденную секцию;
- Поверните ее так, чтобы стенка, на которой есть протечка, была расположена дальше от трубы;
- Установите поврежденную секцию с помощью ниппельной гайки и ключа.
Места откручивания ниппельных гаек секции, расположенных ближе к подаче воды.
После этих манипуляций нужно полностью герметизировать радиатор:
- Закрутите нижнюю заглушку;
- Установите кран Маевского в верхнем отверстии радиатора и открутите его на два оборота;
- Откройте подачу воды и немного прикройте байпас.
После этого радиатор начнет наполняться водой, а воздух будет выходить через кран Маевского. Когда вместо него пойдет вода – перекрывайте кран. Теперь в радиаторе есть жидкость, которая находится под давлением.
В месте трещины или прорыва стенки радиатора вода начнет выходить наружу. Дело сделано – вы нашли течь
Важно!
Если места стыков ниппельной гайки и радиатора были обработаны герметиком, вам также нужно использовать его. Это касается также мест, в которые вкручиваются заглушки и кран Маевского.
Виды и причины протечек
Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает прокапывать вода.
Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:
- Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
- Некачественная установка системы отопления;
- Механическое воздействие, грубая сила;
- Коррозированный метал.
В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:
- Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
- Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
- Протечка в районе межсекционных соединений;
- Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.
Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.
Капает между патрубком и магистральной трубой
Автомобильный хомут с резинкой
Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:
- Автомобильный хомутик или проволока;
- Кусок тонкой и гибкой резины.
Порядок действий:
- Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
- Обмотать полоской поврежденную зону;
- Закрепить резину проволокой или хомутиком.
В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.
Пропускает магистральная труба
Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:
- Заполнение водой в межсезонье;
- Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.
Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:
- Нестерильный бинт;
- Цемент;
- Алебастр;
- Емкость для замешивания смеси.
Порядок действий:
- Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
- Приготовить полоски длинной 25-30 см;
- Вымочить полоски бинта в смеси;
- Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
- Проводить действия до получения плотной повязки.
Если струя воды хлещет фонтаном
Деревянный клин в трубу
Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.
Течет резьбовое соединение
В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:
- Намочить бинт;
- Обвалять полоски в соли;
- Обмотать повреждения;
- Наложить цементную повязку.
Течет между секциями чугунного радиатора
Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:
- Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
- Прокладки из гибкой резины;
- Эпоксидный клей;
- Кусочек ткани.
Порядок действий:
Холодная зварка
- Пропитать клеем ткань;
- Обмотать по периметру стыка;
- Закрепить резиновую прокладку и наложить хомутик.
Течет из стенок радиатора
Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут
Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи»
Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту. Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем
https://youtube.com/watch?v=N8q7haSut7M
Видео: