Пропан

Метан

Метан также называют сжатым природным газом СПГ так как он имеет природное происхождение. Этот газ не имеет запаха и цвета и является простейшим углеводородом. Из-за особых химических характеристик хранение данного газа в жидком состоянии невозможно. Этот тип альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания используется реже нежели СНГ (пропан) по ряду причин, о которых вы скоро узнаете. Простые баллоны для метановой установки не подходят по той причине, что метан содержится в специальных резервуарах под высоким давлением порядка 220 атмосфер. Стенки такого баллона довольно толстые, от 0.6 см и толще. Для увеличения прочности используется бесшовная конструкция баллона. Вес такого баллона превышает 60 кг, а объем газа, который в них хранится, варьируется в диапазоне от 11 до 15 кубометров. Кроме того, баллоны для метана используются исключительно цилиндрические, тороидальные не подходят ни в коем случае. Отличается также и КПД топлива, на метане мотор сжигает на 10-20% больше нежели на бензине. То есть, в переводе на цифры получается, что 1 кубометр метана равен 1 литру бензина. Из-за чего на метановом ГБО принято использовать сразу несколько довольно громоздких баллонов. Снижение мощности при этом составляет порядка 20%, это объясняется тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, а при поступлении в двигатель занимает большой объем в цилиндрах. Отличия касаются также и степени сжатия, у СНГ приемлемым является соотношение 11:1, в то время как для СПГ этот показатель составляет — 13:1. При этом необходимо понимать, что существенное увеличение степени сжатия сделает невозможным использование бензина в качестве топлива.

Подача газового топлива осуществляется посредством мембранных редукторов, для пропана используются одноступенчатые редукторы, для метана — двух. Цена газовых редукторов примерно одинаковая, чего не скажешь о баллонах. Как я писал выше, для метана используется более прочный бесшовный баллон, цена которого может варьироваться в диапазоне от $400 до $800.

Коррекция зажигания. Для улучшения эффективности работы мотора при использовании ГБО применяют корректировку зажигания. Из-за более высокого октанового числа газовое топливо горит медленнее, а значит зажигать ее следует раньше. На ГБО 4 поколения используется специальное устройство под названием вариатор УОЗ, о котором я уже рассказывал в предыдущих своих статьях. Также может производиться перепрограммирование микроконтроллера. В карбюраторных ДВС производится ручная корректировка трамблера, он смещается на определенный угол.

Отличается также и установка пропан-бутанового ГБО и ГБО работающего на метане. В большей мере речь идет о безопасности. Так для метановых установок выносное заправочное устройство (ВЗУ) должно устанавливаться за пределами багажного отделения, то есть на внешней стороне кузова (как правило бампер). В то время как для пропана место ВЗУ может располагаться где угодно, в бампере, в лючке бензобака, в багажнике и т. д.

Большое внимание уделяется метановым газовым магистралям, которые должны проходить в специальных вентиляционных рукавах. Сам рукав должен оснащаться эжектором с выходом в забортное пространство

Магистрали должны быть оснащены деформационными навивками, которые позволяют предупредить разрыв, протирание от вибрации или деформацию в случае аварии.

Метановые баллоны крепятся максимально тщательно и надежно, в местах вероятных трений устанавливаются специальные мягкие прокладки.

Что касается пропан-бутана, здесь обязательно наличие мультиклапана, который выполняет сразу несколько функций: контролирует заполнение баллона, стравливает избыточное давление, а также выступает в качестве запорной арматуры. Баллоны должны регулярно проходить процедуру освидетельствования и располагаться вне краш-зоны. То есть в местах с наименьшей вероятностью повреждения в случае ДТП, как правило, это область заднего ряда сидений, багажник или место где располагается запаска.

На сегодня все

Как видите отличий между двумя типами газа довольно много и заключаются они даже не в химическом или молекулярном составе… Важно знать и понимать на каком именно газе ездит ваш автомобиль для того, чтобы знать на какой заправке вам заправляться, а также как именно и с какой частотой вам обслуживать ваш автомобиль

Свои вопросы и пожелания вы можете оставить, используя форму для комментариев. Буду рад если вы дополните меня, в случае если я упустил какой-то важный момент

Всем пока, спасибо за внимание и до новых встреч на ГБОшнике

Получение пропана. Химические реакции – уравнения получения пропана:

Так как пропан в достаточном количестве содержится в природном газе, попутном нефтяном газе и выделяется при крекинге нефтепродуктов, его не получают искусственно. Его выделяют при очистке и сепарации из природного газа, ПНГ и нефти при перегонке.

Пропан в лабораторных условиях получается в результате следующих химических реакций:

  1. 1. гидрирования непредельных углеводородов, например, пропена:

CH3-CH=CH2 + H2 → CH3-CH2-CH3 (kat = Ni, Pt или Pd, повышенная to).

  1. 2. восстановления галогеналканов:

C3H7I + HI → C3H8 + I2 (повышенная to);

C3H7Br + H2 → C3H8 + HBr.

  1. 3. взаимодействия галогеналканов с металлическим щелочным металлом, например, натрием (реакция Вюрца):

C2H5Br + СH3Br + 2Na → CH3-CH2-CH3 + 2NaBr;

C2H5CI + СH3Cl + 2Na → CH3-CH2-CH3 + 2NaCl.

Суть данной реакции в том, что две молекулы галогеналкана связываются в одну, реагируя с щелочным металлом.

  1. 4. декарбоксилирования масляной кислоты и ее солей:

C3H7-COOH + NaOH → C3H8 + Na2CO3 (повышенная to);

C3H7-COONa + NaOH → C3H8 + NaHCO3.

Пропан, формула, газ, характеристики:

Пропан (лат. propanum) –  органическое вещество класса алканов, состоящий из трех атомов углерода и восьми атомов водорода.

Химическая формула пропана C3H8, рациональная формула CH3CH2CH3. Изомеров не имеет.

Строение молекулы:

Пропан – бесцветный газ, без вкуса и запаха. Однако в пропан, используемый в качестве технического газа, могут добавляться  одоранты – вещества, имеющие резкий неприятный запах для предупреждения его утечки.

В природе содержится в природном газе, добываемом из газовых и газоконденсатных месторождений, в попутном нефтяном газе. Для выделения из природного и попутного нефтяного газа производят их очистку и сепарацию газа.

Образуется также при крекинге нефтепродуктов., в т.ч. сланцевой нефти.

Также содержится в сланцевом газе и сжиженном газе (сжиженном природном газе).

Пожаро- и взрывоопасен.

Не растворяется в воде и других полярных растворителях. Зато растворяется в некоторых неполярных органических веществах (метанол, ацетон, бензол, тетрахлорметан, диэтиловый эфир и другие).

Пропан по токсикологической характеристике относится к веществам 4-го класса опасности (малоопасным веществам) по ГОСТ 12.1.007.

Хранение

Для хранения сжиженных углеводородных газов широко используются стальные резервуары цилиндрической и сферической форм. Сферические резервуары по сравнению с цилиндрическими имеют более совершенную геометрическую форму и требуют меньшего расхода металла на единицу объёма ёмкости за счет уменьшения толщины стенки, благодаря равномерному распределению напряжений в сварных швах и по контуру всей оболочки .

Основные характеристики цилиндрических резервуаров
Показатель Условная вместимость, м³
25 50 100 160 175 200
Вместимость, м³ действительная 27,8 49,8 / 49,8 93,3 / 93,9 152,4 / 154,3 175 192,6 / 192,6
полезная 23,2 41,6 / 44,8 77,8 / 83,4 128,9 / 139,2 146 160,6 / 173,5
Внутренний диаметр, м. 2,0 2,4 /2,4 3,0 / 3,0 3,2 /3,2 3,0 3,4 / 3,4
Общая длина, м. 9,1 11,3 / 11,3 13,6 / 13,6 19,7 / 19,7 25,5 21,8 / 21,8
Длина цилиндрической части, м. 8,00 / 8,00 10,0 / 10,0 12,0 / 12,0 18,0 / 18,0 23,8 / 23,8 20,0 / 20,0
Расстояние между опорами, м. 5,5 6,6 / 6,6 8,0 / 8,0 11,5 / 11,5 15,1 12,8 / 12,8
Наибольшее рабочее давление, кгс/см². 18 18 / 7 18 / 7 18 / 7 16 18 / 7
Толщина стенок, мм. Ст.3 (спокойная) корпус 24 28 / 14 34 / 16 36 / 18 22 38 / 18
днище 24 28 / 16 34 / 16 36 / 18 28 38 / 18
Ст.3 Н корпус 20 24 / 15 28 / 14 30 / 14 32 / 16
днище 20 24 / 12 28 / 16 30 / 20 32 / 20
Расстояние между штуцерами, м. 1,1 1,4 / 1,4 1,1 / 1,1 1,4 / 1,4 0,9 1,1 / 1,1
Расстояние между штуцером и люком, м. 1,4 1,4 / 1,4 1,4 / 1,4 1,7 / 1,7 3,15 1,4 / 1,4
Общая масса, т. Ст.3 (спокойная) 11,7 20,2 / 10,4 37,2 / 19,1 60,1 / 31,9 44,6 73,9 / 55,8
Ст.3 Н 9,7 17,4 / 9,2 30,5 / 16,8 50,4 / 25,5 62,7 / 32,4
Удельный расход металла (ст.3) на 1 м³, т. 0,420 0,405 / 0,209 0,399 / 0,205 0,399 / 0,200 0,255 0,384 / 0,168
Основные характеристики сферических резервуаров
Номинальная вместимость, м³ Внутренний диаметр, м Внутреннее даление, 105 Па Марка стали Толщина стенки, мм Масса одного резервуара, т Число стоек Относительная сметная стоимость, руб. на 1 кгс/см²
300 9 2,5 09Г2С (М) 12 24 6 1400
600 10,6 2,5 09Г2С (М) 12 33,3 8 1200
600 10,5 6 09Г2С (М) 16 43,3 8 700
600 10,5 10 09Г2С (М) 22 60 8 — 9 550
600 10,5 10 09Г2С (М) 34 94,6 8 500
600 10,5 18 12Г2СМФ 25 69,5 8 440
900 12 18 09Г2С(М) 38 140 8 480
900 12 18 12Г2СМФ 28 101,5 8 420
2000 16 2,5 09Г2С (М) 16 101,2 12 1070
2000 16 6 09Г2С (М) 22 143 10 650
4000 20 2,5 09Г2С (М) 20 218 16 1100
4000 20 6 09Г2С (М) 28 305 14 650

На крупных предприятиях все чаще используется способ хранения сжиженных углеводородных газов при атмосферном давлении и низкой температуре. Применение этого способа достигается путём искусственного охлаждения, что приводит к снижению упругости паров сжиженных углеводородных газов. При температуре −42 °C сжиженный пропан может храниться при атмосферном давлении, в результате чего уменьшается расчетное давление при определении толщины стенок резервуаров. Достаточно, чтобы стенки выдержали только гидростатическое давление хранимого продукта. Это позволяет сократить расход металла в 8–15 раз в зависимости от хранимого продукта и объёма резервуара. Замена парка стальных резервуаров высокого давления для пропана объёмом 0,5 млн м3 низкотемпературными резервуарами такого же объёма обеспечивает экономию средств в капиталовложения в размере 90 млн долларов США и металла 146 тыс. тонн., эксплуатационные расходы при этом снижаются на 30–35%.
На практике, в низкотемпературных резервуарах газ хранится под небольшим избыточным давлением 200–500 мм. вод. ст. в теплоизолированном резервуаре, выполняющем в холодильном цикле функцию испарителя охлаждающего агента. Испаряющийся в результате притока тепла извне, газ поступает на прием компрессорного блока, где сжимается до 5–10 кгс/см². Затем газ подается в холодильник-конденсатор, где конденсируется при неизменном давлении (в качестве хладагента в данном случае чаще всего используется оборотная вода). Сконденсировавшаяся жидкость дросселируется до давления, соответствующего режиму хранения при этом температура образовавшейся газо-жидкостной смеси опускается ниже температуры кипения находящихся на хранении сжиженных углеводородных газов. Охлажденный продукт подается в резервуар, охлаждая сжиженные углеводородные газы.

Наземные низкотемпературные резервуары сооружаются различной геометрической формы(цилиндрические, сферические) и обычно с двойными стенками, пространство между которыми заполнено теплоизолирующим материалом. Наибольшее распространение получили вертикальные цилиндрические резервуары объёмом от 10 до 200 тыс. м³., выполненные из металла и железобетона.

Хранение

Для хранения сжиженных углеводородных газов широко используются стальные резервуары цилиндрической и сферической форм. Сферические резервуары по сравнению с цилиндрическими имеют более совершенную геометрическую форму и требуют меньшего расхода металла на единицу объёма ёмкости за счёт уменьшения толщины стенки, благодаря равномерному распределению напряжений в сварных швах и по контуру всей оболочки.

Основные характеристики цилиндрических резервуаров
Показатель Условная вместимость, м³
25 50 100 160 175 200
Вместимость, м³ действительная 27,8 49,8 / 49,8 93,3 / 93,9 152,4 / 154,3 175 192,6 / 192,6
полезная 23,2 41,6 / 44,8 77,8 / 83,4 128,9 / 139,2 146 160,6 / 173,5
Внутренний диаметр, м. 2,0 2,4 /2,4 3,0 / 3,0 3,2 /3,2 3,0 3,4 / 3,4
Общая длина, м. 9,1 11,3 / 11,3 13,6 / 13,6 19,7 / 19,7 25,5 21,8 / 21,8
Длина цилиндрической части, м. 8,00 / 8,00 10,0 / 10,0 12,0 / 12,0 18,0 / 18,0 23,8 / 23,8 20,0 / 20,0
Расстояние между опорами, м. 5,5 6,6 / 6,6 8,0 / 8,0 11,5 / 11,5 15,1 12,8 / 12,8
Наибольшее рабочее давление, кгс/см². 18 18 / 7 18 / 7 18 / 7 16 18 / 7
Толщина стенок, мм. Ст.3 (спокойная) корпус 24 28 / 14 34 / 16 36 / 18 22 38 / 18
днище 24 28 / 16 34 / 16 36 / 18 28 38 / 18
Ст.3 Н корпус 20 24 / 15 28 / 14 30 / 14 32 / 16
днище 20 24 / 12 28 / 16 30 / 20 32 / 20
Расстояние между штуцерами, м. 1,1 1,4 / 1,4 1,1 / 1,1 1,4 / 1,4 0,9 1,1 / 1,1
Расстояние между штуцером и люком, м. 1,4 1,4 / 1,4 1,4 / 1,4 1,7 / 1,7 3,15 1,4 / 1,4
Общая масса, т. Ст.3 (спокойная) 11,7 20,2 / 10,4 37,2 / 19,1 60,1 / 31,9 44,6 73,9 / 55,8
Ст.3 Н 9,7 17,4 / 9,2 30,5 / 16,8 50,4 / 25,5 62,7 / 32,4
Удельный расход металла (ст.3) на 1 м³, т. 0,420 0,405 / 0,209 0,399 / 0,205 0,399 / 0,200 0,255 0,384 / 0,168
Основные характеристики сферических резервуаров
Номинальная вместимость, м³ Внутренний диаметр, м Внутреннее даление, 105 Па Марка стали Толщина стенки, мм Масса одного резервуара, т Число стоек Относительная сметная стоимость, руб. на 1 кгс/см²
300 9 2,5 09Г2С (М) 12 24 6 1400
600 10,6 2,5 09Г2С (М) 12 33,3 8 1200
600 10,5 6 09Г2С (М) 16 43,3 8 700
600 10,5 10 09Г2С (М) 22 60 8 — 9 550
600 10,5 10 09Г2С (М) 34 94,6 8 500
600 10,5 18 12Г2СМФ 25 69,5 8 440
900 12 18 09Г2С(М) 38 140 8 480
900 12 18 12Г2СМФ 28 101,5 8 420
2000 16 2,5 09Г2С (М) 16 101,2 12 1070
2000 16 6 09Г2С (М) 22 143 10 650
4000 20 2,5 09Г2С (М) 20 218 16 1100
4000 20 6 09Г2С (М) 28 305 14 650

На крупных предприятиях все чаще используется способ хранения сжиженных углеводородных газов при атмосферном давлении и низкой температуре. Применение этого способа достигается путём искусственного охлаждения, что приводит к снижению упругости паров сжиженных углеводородных газов. При температуре −42 °C сжиженный пропан может храниться при атмосферном давлении, в результате чего уменьшается расчетное давление при определении толщины стенок резервуаров. Достаточно, чтобы стенки выдержали только гидростатическое давление хранимого продукта. Это позволяет сократить расход металла в 8-15 раз в зависимости от хранимого продукта и объёма резервуара. Замена парка стальных резервуаров высокого давления для пропана объёмом 0,5 млн м3 низкотемпературными резервуарами такого же объёма обеспечивает экономию средств в капиталовложения в размере 90 млн долларов США и металла 146 тыс. тонн., эксплуатационные расходы при этом снижаются на 30-35 %.
На практике, в низкотемпературных резервуарах газ хранится под небольшим избыточным давлением 200—500 мм вод. ст. в теплоизолированном резервуаре, выполняющем в холодильном цикле функцию испарителя охлаждающего агента. Испаряющийся в результате притока тепла извне, газ поступает на приём компрессорного блока, где сжимается до 5-10 кгс/см². Затем газ подается в холодильник-конденсатор, где конденсируется при неизменном давлении (в качестве хладагента в данном случае чаще всего используется оборотная вода). Сконденсировавшаяся жидкость дросселируется до давления, соответствующего режиму хранения при этом температура образовавшейся газо-жидкостной смеси опускается ниже температуры кипения находящихся на хранении сжиженных углеводородных газов. Охлаждённый продукт подается в резервуар, охлаждая сжиженные углеводородные газы.

Наземные низкотемпературные резервуары сооружаются различной геометрической формы(цилиндрические, сферические) и обычно с двойными стенками, пространство между которыми заполнено теплоизолирующим материалом. Наибольшее распространение получили вертикальные цилиндрические резервуары объёмом от 10 до 200 тыс. м³., выполненные из металла и железобетона.

Химические свойства бутана:

Бутан трудно вступает в химические реакции. В обычных условиях не реагирует с концентрированными кислотами, расплавленными и концентрированными щелочами, щелочными металлами, галогенами (кроме фтора), перманганатом калия и дихроматом калия в кислой среде.

Химические свойства бутана аналогичны свойствам других представителей ряда алканов. Поэтому для него характерны следующие химические реакции:

  1. 1. каталитическое дегидрирование бутана:

CH3-CH2-CH2-CH3 → CH2=CH-CH2-CH3 + H2 (kat = Pt, Ni, Al2O3, Cr2O3, повышенная to).

  1. 2. галогенирование бутана:

CH3-CH2-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CHBr-CH2-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

CH3-CH2-CH2-CH3 + I2 → CH3-CHI-CH2-CH3 + HI (hv или повышенная to).

Реакция носит цепной характер. Молекула брома или йода под действием света распадается на радикалы, затем они атакуют молекулы бутана, отрывая у них атом водорода, в результате этого образуется свободный бутил  CH3-CH·-CH3, который сталкиваются с молекулами брома (йода), разрушая их и образуя новые радикалы йода или брома:

Br2 → Br·+ Br· (hv); – инициирование реакции галогенирования;

CH3-CH2-CH2-CH3 + Br· → CH3-CH·-CH2-CH3 + HBr; – рост цепи реакции галогенирования;

CH3-CH·-CH2-CH3 + Br → CH3-CHBr-CH2-CH3 + Br·;

CH3-CH·-CH2-CH3 + Br· → CH3-CHBr-CH2-CH3; – обрыв цепи реакции галогенирования.

Галогенирование — это одна из реакций замещения. В первую очередь галогенируется наименее гидрированый атом углерода (третичный атом, затем вторичный, первичные атомы галогенируются в последнюю очередь). Галогенирование бутана проходит поэтапно – за один этап замещается не более одного атома водорода.

CH3-CH2-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CHBr-CH2-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

CH3-CHBr-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CBr2-CH2-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

и т.д.

Галогенирование будет происходить и далее, пока не будут замещены все атомы водорода.

  1. 3. нитрование бутана:

См. нитрование этана.

  1. 4. окисление (горение) бутана:

При избытке кислорода:

2C4H10 + 13O2 → 8CO2 + 10H2O.

При нехватке кислорода вместо углекислого газа (СО2) получается оксид углерода (СО), при еще меньшем количестве кислорода выделяется мелкодисперсный углерод сажа (в различном виде, в т.ч. в виде графена, фуллерена и пр.) либо их смесь.

  1. 5. сульфохлорирование бутана:

C4H10 + SO2 + Cl2 → C4H9-SO2Cl + … (hv).

  1. 6. сульфоокисление бутана:

2C4H10 + 2SO2 + О2 → 2C4H9-SO2ОН (повышенная to).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector