Диагностика неисправностей термостата и особенности ремонта
Содержание:
Неисправности термостата
Ниже представлены наиболее распространенные неисправности термостатирующего устройства авто.
- Нарушение работы клапана малого круга. Проблема актуальна для двухклапанных устройств. В результате износа или поломки клапан плохо закрывается или не закрывается совсем. В результате антифриз циркулирует только по большому кругу и двигатель очень плохо прогревается.
- Клин клапана. При такой неисправности заслонка постоянно находится в закрытом или полузакрытом состоянии и не приходит в движение под воздействием термочувствительного элемента. В результате мотор перегревается.
- Поломка термочувствительного элемента. При этой неисправности термоэлемент перестает реагировать на изменения температуры или реагирует на них в недостаточной степени. Из-за этого заслонки клапанов открываются меньше, чем необходимо. Это приводит к перегреву. При поломке термоэлемента возможно и другое нехарактерное «поведение» термостата. Например, заслонки могут открыться раньше времени, что приведет к медленному прогреву мотора.
Еще одна распространенная неисправность – протечка термостата. Как правило, она возникает из-за разрушения прокладок между элементами корпуса прибора. А оно, в свою очередь, чаще всего происходит по причине попадания масла в охлаждающую жидкость (оно попросту растворяет прокладки).
Часто неисправности возникают из-за механических повреждений клапанов. Обычно они связаны с большой нагрузкой из-за высокого давления жидкости.
Настройка и эксплуатация
Пользоваться температурными датчиками можно, в принципе, уже с промышленными настройками. Но они почти наверняка будут отличаться от оптимальных параметров. Корректировка начинается с запуска отопительной системы без регулятора и с замера создающейся температуры. Этот замер производится строго в том месте, которое необходимо обслуживать в первую очередь. К сведению: при настройке двери и окна основательно закрывают, не оставляя даже небольших щелей.
Головная часть термостата выставляется на режим, обеспечивающий полностью открытый просвет. Как только температура превзойдет желаемый показатель на 5 градусов, регулятор переключают в закрытое положение. Обнаружив падение температуры до наиболее приемлемого уровня, следует плавно открывать регулирующее устройство. Тогда, заметив шум и начало прогрева радиатора, следует остановить дальнейшие манипуляции и записать текущее положение регулятора. Впоследствии, чтобы жить с комфортом, придется указывать именно такое положение регулятора.
Конечно, некоего универсального положения его не будет. Дополнительные настройки выполняются при смене сезона или при резком похолодании (оттепели). Если настройка устройства будет производиться вручную, желательно сразу монтировать его там, где доступ окажется удобнее всего. Впрочем, для автоматизированных систем то же самое правило действует в большинстве случаев. Ведь доступ понадобится все равно для монтажа, первичной настройки, обслуживания, ремонта и последующего демонтажа.
Перед настройкой рекомендуется отключать вытяжки и кондиционирующее оборудование. Если регулятор выполнен на основе современной электроники, настройка сводится к выбору режимов теплоснабжения. В загородном жилье и на дачах выбирают чаще всего интенсивный прогрев в выходные дни и профилактику заморозки системы в будни. Конечно, в зависимости от индивидуальных потребностей ситуация может быть совсем иной. Остальные нюансы настройки зависят от особенностей применяемого оборудования.
Как работает термостат?
Термостат — это устройство, поддерживающее определенный температурный режим двигателя и использующее для этого терморегуляторы или фазовые переходы. Он способствует более быстрому прогреванию движка и держит нужную температуру.
Находится между радиатором и двигателем. Главной функцией устройства является блокировка потока антифриза в радиатор до момента полного прогрева движка. Через холодный движок охладитель не циркулирует. После достижения мотором 95 градусов происходит открытие устройства. Позволяя быстрее прогреваться, термостат защищает «сердце» авто от износа и уменьшает объем вредных выхлопов.
Общее строение данной детали включает в себя основной клапан, корпус, цилиндр с воском, пружину и клапан малого круга. При его изготовлении используют медь и латунь. Идея работы лежит в цилиндре, находящемся со стороны, обращенной к движку.
На различных моделях авто узлы настроены на разные температурные границы. Информацию по заданным показателям можно найти на самом приборе. На некоторых автомобилях он вставляется прямо в двигатель.
Внутри этого цилиндра находится искусственный воск в виде небольшого шарика, который при нагревании ДВС до 82⁰С подвергается плавлению. Из всех веществ использование воска является самым оптимальным, поскольку он легко меняет свое состояние из твердого в жидкое и наоборот при повышении и понижении температурного режима.
Как проверить работу термостата
Выполнить эту операцию сможет даже новичок. Главное — это уметь завести двигатель и открыть капот. Итак, основной порядок базовых действий такой:
- заводим двигатель;
- ждем 2 минуты и идем открывать капот;
- щупаем шланг, который ведет от радиатора к термостату. Сначала (пока термостат не сработал) он будет холодным;
- после того, как двигатель прогреется достаточно, исправный термостат откроет большой круг и пустит жидкость через радиатор.
Температура, при которой это произойдет, зависит от модели и марки автомобиля. Диапазон довольно широк: от 75 до 85 градусов по Цельсию. При открытом клапане термостата все шланги, идущие к нему, будет горячими на ощупь. Если же один из них остается холодным, это свидетельствует о поломке термостата.
Затем проверяем новый термостат. Несмотря на относительно низкую стоимость детали, никому не хочется отдавать деньги за некачественный товар. По этой причине стоит проверить новый термостат. Сделать это также можно дома:
- набираем в кастрюльку такое количество воды, чтобы термостат был покрыт ею полностью;
- ставим кастрюлю на огонь и ждем;
- при достижении рабочей температуры (она указана на корпусе прибора), термостат должен сработать. Если этого не произошло — меняем его у продавца на другой;
Получается, хотя отклонения от нормы могут возникать по разным причинам, указанную деталь стоит проверять в первую очередь. С учетом того, что определить работоспособность термостата довольно легко, данная процедура не потребует особых знаний, инструментов и большого количества времени. При этом снимать его с двигателя также вовсе не обязательно.
Устройство и принцип работы автомобильного термостата
Поскольку конфигураций двигателей и, соответственно, систем охлаждения достаточно много, то и место установки термостата может быть разным. Как правило, он монтируется во входном трубопроводе насоса системы охлаждения или на выходной магистрали головки блока цилиндров. В системе охлаждения двигателя предусмотрено два круга, по которым циркулирует рабочая жидкость, снижая его температуру. Малый круг включает в себя головку блока цилиндров, сами цилиндры и радиатор печки, а большой – всю систему с радиатором. Главной задачей термостата является блокирование процесса охлаждения двигателя (циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу), если температура последнего ниже рабочего уровня.
Устройство термостата
Конструкция типового автомобильного термостата состоит из следующих элементов:
- Корпус. Он имеет три патрубка для подключения в систему охлаждения: входной (впуск рабочей жидкости от радиатора), входной от двигателя (из головки блока цилиндров или печки) и выходной (подачи на насос).
- Цилиндр, внутри которого находится термочувствительный элемент.
- Термочувствительный элемент. Он может быть жидким (смесь воды и спирта) или твердым (из технического воска, в состав которого входят порошковая медь, алюминий и графит).
- Шток (поршень) – располагается внутри цилиндра.
- Клапан малого круга – перепускной клапан, поддерживающий заданный уровень давления в системе.
- Клапан большого круга (основной). Он представляет собой металлическую тарелку, которая открывает и закрывает путь по большому контуру.
- Пружины, запирающие клапаны большого и малого кругов.
В момент пуска двигателя термостат находится в закрытом положении. Проходя по малому кругу, охлаждающая жидкость выходит из блока цилиндров и вновь возвращается в него. Отсутствие охлаждения во всей системе позволяет двигателю быстрее прогреваться до рабочей температуры. Когда температура блока цилиндров повышается и нагревает охлаждающую жидкость до уровня 80-90°С, термочувствительный элемент реагирует (воск расплавляется и увеличивается в объеме, оказывая воздействие на шток) и сдвигает тарелку, открывая доступ к большому кругу.
Открытие клапана происходит постепенно, что позволяет с ростом температуры увеличивать количество охлаждающей жидкости, поступающей на радиатор. Максимальное открытие клапана достигается при температуре 95-105°С. Если происходит излишнее охлаждение двигателя, термочувствительный элемент начинает реагировать в обратную сторону, закрывая клапан и снижая количество рабочей жидкости, попадающей в большой контур.
Термостат для отопления
Около 30 лет назад в системе отопления начали использоваться специальные приборы, с помощью которых можно контролировать температурный режим внутри помещений. Термостаты для отопления — так эти приборы называются. Они стали неотъемлемой частью любой отопительной системы независимо от назначения помещения, где она применяется.
С помощью термостатов можно не только регулировать поток и температуру теплоносителя в радиаторах отопления, но и при необходимости полностью перекрыть подачу в радиаторе. Это облегчает ремонт или замену прибора, поскольку не нужно останавливать весь процесс отопления и полностью сливать теплоноситель. Поэтому установка термостата, это очень выгодное вложение.
Все без исключения термостаты имеют одну и ту же конструкцию и одинаковый принцип работы. Отличается только способ управления прибором.
Термостат для отопления
Механический или, как его еще называют, ручной терморегулятор отопления, имеет на вентиле температурную градацию. Если необходимо изменить температурный режим внутри комнаты, стоит только повернуть рукоятку в ту или другую сторону
Здесь важно точно поймать необходимое деление. Иногда это приходится определять опытным путем