Необходимость шиберной задвижки для вентиляции
Содержание:
- Преимущества и технические характеристики
- Детали задвижки шиберной МЕТАРОССА серии KG-QB(V) PN10 из углеродистых и коррозионностойких сталей DN 50÷2000
- Где и для чего устанавливается шибер
- Для чего нужны шиберные задвижки
- Технические характеристики
- Применение шиберов в отопительных системах
- Разновидности шиберных задвижек
- Технические характеристики шаровых кранов Gachot V16
- Разновидности конструкций шиберных задвижек
- Установка шибера на дымоход
- Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
- Особенности монтажа
- Особенности шиберных заслонок
- Устройство и принцип работы ножевой задвижки
Преимущества и технические характеристики
Регулировочные заслонки для дымоходов, в большинстве случаев, изготавливаются из нержавеющей стали толщиной один миллиметр. Поверхность задвижки полированная, практически идеально гладкая, что значительно облегчает процесс очистки от сажи.
Шибер из нержавеющей стали
Шибер, изготовленный из такой стали. способен выдерживать температуру до 900 градусов Цельсия. Гладкая поверхность шибера позволяет достичь максимальной эффективности работы оборудования, так как обеспечивает отличную тягу и не создает препятствий на пути дымовых газов.
Также шибер из нержавеющей стали с такими характеристиками имеет высокую устойчивость к коррозийным процессам, отличные механические и прочностные характеристики и низкий коэффициент термического расширения. Последняя из перечисленных характеристик позволяет обеспечить наименьшее изменение размеров изделия при колебаниях температур.
Шиберы из нержавеющей стали обладают высокой теплопроводностью, что дает возможность максимально эффективно использовать их в системах теплообмена. Стыковые швы на заслонках для дымоходов выполняются методом вальцовки.
Стандартная заслонка для дымохода из нержавеющей стали перекрывает сечение дымового канала на 85 процентов. Такой процент является оптимальным для эффективного выведения угарных газов
Это крайне важно в таких помещениях, как бани, так как позволяет существенно повысить безопасность нахождения в них.
Разновидности шибера
Существуют две модели шибера, отличающиеся друг от друга некоторыми конструктивными особенностями.
-
Горизонтальный выдвижной шибер позволяет регулировать процесс путем выдвижения пластины, таким образом изменяя площадь сечения дымового канала. Данная модель чаще всего устанавливается в кирпичных дымоходах горизонтально. Существуют также специальные модели для дымоходов, которые изготовлены из нержавеющей стали. В перекрывающей пластине выдвижного шибера есть отверстия (либо выпиленный сегмент). Их наличие объясняется тем, что даже в закрытом положении шиберная заслонка не должна полностью закрывать канал. Это соответствует требованиям строительных норм и правилам пожарной безопасности.
- Поворотный шибер (дроссельная заслонка) — это заслонка классического типа. Она представляет собой пластину, закрепленную на вращающейся оси, находящейся внутри патрубка или дымовой трубы.
Варианты расположения шибера
Самыми распространенными вариантами установки шибера являются:
- Шибер, встроенный непосредственно в конструкцию (расположен в топке как отдельный элемент либо в выходном патрубке). В данном случае заслонка для дымохода устанавливается на первом метре, то есть на ближайшем к отопительному прибору отрезке. При таком расположении максимально легко управлять задвижкой, так как стержень ручки не задевает облицовку и портал.
- Расположенный в дымоходе шибер соединяется с другими элементами без дополнительного крепления, методом «труба в трубу».
- Прежде чем устанавливать шибер своими руками, нужно учесть, что данная конструкция может иметь и некоторые недостатки. Например, при прямом дымоходе будет тяжело чистить топку от сажи. Также в некоторых моделях шибер может изредка заклинивать.
Детали задвижки шиберной МЕТАРОССА серии KG-QB(V) PN10 из углеродистых и коррозионностойких сталей DN 50÷2000
Затвор шиберный серии KG-QB с выдвижным штоком
№ | Наименование | Материал* |
---|---|---|
1 |
Корпус |
WCB, CF8, CF8M, 904L |
2 |
Кольцо защитное |
AISI 304, AISI 316L |
3 |
Уплотнение |
EPDM, NBR, PTFE, FPМ, CF8, CF8M |
4 |
Нож |
AISI 304, AISI 316L, CF8, CF8M, 904L |
5 |
Сальник |
PTFE+EPDM |
6 |
Прижим сальника |
WCB, CF8, CF8M |
7 |
Кронштейн |
AISI 304, AISI 316L, Q235 |
8 |
Шток |
AISI 304, 2Cr13, CF8, AISI410(12X13) |
9 |
Гайка |
латунь |
10 |
Подшипник |
Cr15, ZChSnSb10-6 |
11 |
Маховик |
высокопрочный чугун |
Затвор шиберный серии KG-QV с невыдвижным штоком
№ | Наименование | Материал* |
---|---|---|
1 |
Корпус |
WCB, CF8, CF8M, 904L |
2 |
Кольцо защитное |
AISI 304, AISI 316L |
3 |
Уплотнение |
EPDM, NBR, PTFE, FPМ, CF8, CF8M |
4 |
Нож |
AISI 304, AISI 316L, CF8, CF8M, 904L |
5 |
Сальник |
PTFE+EPDM |
6 |
Прижим сальника |
WCB, CF8, CF8M |
7 |
Кронштейн |
AISI 304, AISI 316L, Q235 |
8 |
Шток |
AISI 304, 2Cr13, CF8, AISI410(12X13) |
9 |
Пневмоцилиндр |
сборка |
Где и для чего устанавливается шибер
Куда ставится шибер
Для того чтобы заслонка выполняла все функции, предусмотренные свойствами и характеристиками этого элемента конструкции отопительной системы, следует знать, куда его поставить. Пренебрегать этими рекомендациями и данными ни в коем случае нельзя, так как это может повлиять и на работу системы, и на вероятность возникновения пожара. Обычно этот элемент устанавливается на первом метре трубы, так как в большинстве случаев этот участок канала не утепляется, что позволяет избежать такого явления, как термическое расширение.
Для чего устанавливается шибер
Заслонки для дымоходов или шиберы ставятся для того, чтобы эффективно использовать отопительное оборудование и во избежание пожароопасной ситуации. Элемент действительно позволяет добиться вышеописанных целей, поэтому и является одним из самых важных элементов в конструкции отопительной системы.
Заслонка выступает в роли регулятора и перекрывает дымоход после топки. То что шибер позволяет перекрывать сечение дымового канала, влияет на регуляцию тяги и на контроль газов дыма и потоков воздуха, циркулирующих в дымоходе. В случаях, когда дымоход не используется, заслонка должна быть закрыта.
Для чего нужны шиберные задвижки
Слово «шибер» имеет немецкую «родословную», происходит оно от глагола schieben ─ толкать, двигать, засовывать. Шиберы – это пластинки из металла (по-другому клины), способные перекрывать поток и разделять при этом механические частицы, которые проходят через преграду. По этой причине шиберные заслонки применяют в трубах, через которые перемещаются сухие, сыпучие субстанции, тяжелые нефтяные продукты, разного рода газы и т.д.
Как и другие запирающие изделия, шиберные заслонки могут управляться посредством ручных систем, либо двигателями электрического или гидравлического видов. Подобные разновидности шиберов в наши дни применяют в дымоотводах и вентиляциях.
Значимое свойство задвижек заключается в полном удалении преграждающего объекта из трубопровода в открытом режиме, благодаря чему не возникает сопротивление движению выходящих газов. Это свойство используется в тех случаях, когда нужно получить высокий вакуум.
Технические характеристики
Конструкция шиберов полностью зависит от места их установки, температуры воздушных масс и формы воздуховодов. Все задвижки имеют абсолютно гладкую поверхность, что продиктовано работой в условиях перепадов температур и необходимостью регулярной очистки. Кроме того, заслонка должна иметь перфорацию либо быть оборудована щелевым отверстием. Это не позволит полностью закрыть приток свежего воздуха в помещение и обеспечит сохранение благоприятного микроклимата.
Шиберы бывают выдвижными и поворотными. Первые используются в вентсистемах с принудительной циркуляцией воздушных потоков, и представляют собой прямые задвижки, выполненные из стали. Их устанавливают перпендикулярно направлению движения потока. Такая конструкция позволяет контролировать объём прохождения воздуха и, при необходимости, изменять его.
Поворотные модели, именуемые дроссельными заслонками, могут устанавливаться на вентиляции с естественной тягой. Модели представлены в виде закреплённой на оси пластины, и приводятся в действие при помощи поворотной ручки. Ручка, в свою очередь, закрепляется на пластине посредством болта и гайки-барашка, и открывает задвижку на 10 градусов при каждом повороте. Все детали клапана изготавливаются из оцинкованной стали, и при необходимости дополнительно окрашиваются.
В приточно-вытяжных системах установка шиберов производится в разрыв воздуховода перед вентилятором. Такое расположение заслонки не позволяет электродвигателю вентилятора перегреваться: при запуске вентилятора заслонку закрывают, а после того, как количество оборотов достигнет рабочих параметров – открывают. В данном случае шибер выступает в роли пусковой заслонки, что увеличивает эффективность работы вентилятора и продлевает срок его службы.
Применение шиберов в отопительных системах
Если нагреватель, использует топливо и создаёт температуру рабочей среды, при горении с поступлением воздуха требуется отсекатель. В противном случае через каналы уйдёт нагретый воздух и помещение остынет. Заслонка, установленная на печной трубе, является простейшей ручной шиберной задвижкой. Устанавливается заслонка так, чтобы отсечь выход горячего воздуха. Таким местом является печная труба в холодной части, под потолочным перекрытием. Тогда весь нагретый воздух останется в помещении.
Однако, в этом случае шиберная задвижка служит и для регулирования расхода воздуха. Зная о том, что угли содержат жар, можно прикрыть воздух и тем самым продлить горение угля, добиваясь эффективной работы печи. Но при активном процессе выделяется угарный газ, поэтому вытяжка из печи должна работать. Считается, что пока над углём есть синие язычки пламени, заслонку закрывать полностью нельзя. Поэтому даже полностью закрытая заслонка по стандарту перекрывает условный проход дымохода на 85%.
Печные заслонки должны отвечать ряду требований. Так, они должны иметь:
- гладкую поверхность;
- не деформироваться при перепаде температуры;
- быть лёгким в управлении.
Ещё не так давно считалось оптимальным применять для установки в трубу конструкцию шибера с пластиной из чугуна. Материал не деформируется, устойчив и лёгок в управлении. Однако новые материалы оказались эффективнее. Качественная нержавеющая сталь не создаёт гидравлического сопротивления и такую задвижку можно перевести на автоматическое управление в зависимости от температуры отходящих газов.
Шибер их нержавеющей стали может быть обычной заслонкой, а может иметь внутриканальный регулировочный узел с переводом его на управление с приводом. Чаще всего используется дроссельная заслонка.
Разновидности шиберных задвижек
На сегодняшний день существуют две основные разновидности шиберных заслонок для дымоотводных каналов. Они отличаются индивидуальными особенностями конструкции:
- горизонтальный шибер для дымохода;
- поворотная задвижка.
Регулировка тяги в дымоотводной коммуникации с помощью горизонтального шибера осуществляется довольно просто: выдвигается пластина, которая способна перекрывать определённую часть канала. Как правило, горизонтальные модели заслонок монтируются в дымоотводных конструкциях, выполненных из кирпичного материала. Монтаж таких изделий производится в горизонтальной плоскости (оттуда и название).
Задвижки различаются конструкцией и формой, поворотное устройство еще называют заслонкой
Горизонтальные шиберные изделия можно устанавливать и на металлические дымоходы. В пластине, которая выдвигается и перекрывает часть дымоотводного канала, на стадии производства выполняются отверстия или отсутствует часть самой пластины. В случае самостоятельного изготовления шиберного элемента для дымоходной конструкции обязательно нужно не забыть выполнить в пластине отверстия, иначе не будут соблюдены правила пожарной безопасности.
Поворотная шиберная заслонка, которую ещё называют дроссельной, является классической моделью и представляет собой пластину, которая закрепляется в круглой или квадратной трубе дымохода. Фиксация дроссельной модели внутри трубы производится таким образом, чтобы обеспечивалась возможность вращения заслонки вокруг собственной оси. Стоит отметить, что модели такого типа могут устанавливаться не только в дымовых трубах, но и в патрубках.
Технические характеристики шаровых кранов Gachot V16
- Запорный шаровые полнопроходные краны выполнены из углеродистой стали.
- Трехчастевые шарового крана легки в обслуживании.
- Кран оснащен ISO-фланцем согласно ISO 5211, что позволяет монтировать на него ¼-оборотные приводы без демонтажа клапана.
- Антистатическое покрытие согласно ISO 7121 и BS-5351.
- Ряд модификаций имеет TA-Luft сертификат.
- Герметичность класса A согласно ISO 5208.
- Сертификат стандарта DIN 50049-3.1.В.
- Модификация «V16 SYSTEM» имеет встроенный фильтр и смотровое стекло.
- Широкий спектр материалов седловых уплотнений: PTFE, TFM, PVG, PEEK и т.д.
- Большой выбор вариантов и специального назначения (3-ходовой клапан, сливной клапан, криогенного применения, очень высокая рабочая температура и т.д.).
Техническое описание полнопроходных шаровых кранов из стали.pdf Техническое описание редуцированных шаровых кранов из стали.pdf Техническое описание полнопроходных шаровых кранов из нерж стали.pdf
Разновидности конструкций шиберных задвижек
Запорно-регулирующий элемент шиберной арматуры может быть выполнен в виде клина или ножа. Задвижка, в зависимости от типа затвора, называется клиновидной или ножевой.
Кроме того, и запорные элементы каждого вида разделяются на несколько подвидов в зависимости от конструктивных особенностей самого затвора.
Задвижка клиновидная
Внутри корпуса такой шиберной арматуры располагается два седла под углом к корпусу и друг другу. Затвор имеет форму клина, поверхности которого расположены друг к другу под углом, равным углу между седлами.
В закрытом положении клин плотно встает между седлами, герметично перекрывая поток.
И хотя клиновидная задвижка выдерживает сильный напор транспортируемых веществ, при постоянном высоком давлении может быстро выйти из строя. Не подходит такой механизм и для перекрытия горячих рабочих сред, поскольку при нагревании клин расширяется и деформируется, делая соединение с седлами ненадежным. Также задвижку этого типа нерационально использовать в технических трубопроводах, транспортирующих крупные жесткие частицы, способные поцарапать заслонку.
Выделяют три вида клиновидных затворов:
- Жесткий. Клин этого вида выполнен в виде цельной пластины с переменной толщиной. Самый простой в изготовлении затвор является самым сложным в подгонке седел. И при этом все вышеописанные минусы клиновидной задвижки характерны в большей степени именно для жесткого клина: засорение, заедание механизма, потеря герметичности при повреждениях и температурном расширении.
- Двухдисковый. Клин образуют два гладких диска, жестко зафиксированных под определенным углом. Увеличение количества деталей механизма, обычно повышающее сложность изготовления конструкции и снижающее ее надежность, в данном случае, напротив, делает задвижку более простой в производстве и эксплуатации. Диски менее требовательны, чем жесткий клин, в отношении совпадения с седлами, и небольшая погрешность в подгонке не снижает герметичности задвижки в закрытом положении. Уплотнители в таком механизме изнашиваются меньше, конструкцию клинит реже, из-за чего общий срок межремонтной службы у двухдисковых задвижек больше, чем у жестких.
- Упругий. В таком затворе два диска соединены упруго, соединительный элемент способен менять форму, подстраиваясь под угол между седлами. Благодаря такой подвижной конструкции при температурных и гидравлических деформациях корпуса задвижка не теряет работоспособности.
Задвижка ножевая
Второй тип шиберной арматуры имеет два седла, расположенных строго поперек проходного отверстия корпуса, и затвор – тонкую пластину. Отсекается поток так же, как режут любые вещества ножом, поэтому и заслонка имеет соответствующее название.
Нож движется между седлами, меняя пропускную способность узла. Затворы этого типа изготавливают из высокопрочных материалов, устойчивых к различным повреждениям, поэтому ножевые задвижки имеют продолжительный срок службы.
Существует два вида ножевых шиберных задвижек:
- Одноножевая. Запирающая комбинация состоит из одного прочного и плотного ножа и пары седел, расположенных в корпусе. Недорогой вариант задвижки, распространенный в бытовых трубопроводах.
- Двухножевая или параллельная. Запорный элемент состоит из двух параллельных ножей, взаимное расположение которых жестко зафиксировано. Обеспечивает большую герметичность, чем одноножевая задвижка, но стоит значительно дороже, поэтому используется только в крупной промышленности.
Установка шибера на дымоход
На сегодняшний день существует два основных способа установки шибера на дымоход:
- Монтаж в каминной топке. Такой вариант установки подразумевает расположение шиберного изделия в непосредственной близости от отопительного оборудования. Как правило, в этом случае дистанция от шибера до отопительного аппарата составляет 1 метр. Такое расположение является очень удобным для регуляции задвижки.
- Соединение с другими элементами отопительной системы. В этом случае отпадает необходимость в использовании дополнительных фиксаторных элементов, поэтому такой вариант является довольно распространённым. Такой монтаж ещё можно назвать «труба в трубу».
Вышеперечисленные варианты применения задвижек для дымоходов и вентиляционных систем используются повсеместно. Стоит отметить, что сегодня можно встретить огромное разнообразие печей и каминов, которые отличаются друг от друга, с конструктивной точки зрения. Такое разнообразие отопительных приборов повлияло и на ассортимент шиберных заслонок. Поэтому выбор заслонки для дымохода целиком и полностью зависит от особенностей отопительного прибора и дымоотводной конструкции в конкретном случае.
Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
Большое значение при выборе модификации клиновой задвижки для определённых условий эксплуатации имеет месторасположение и принцип работы ходового узла. В зависимости от того, находится он внутри корпуса или вне его полости, аппараты подразделяются на изделия с выдвижным и невыдвижным штоком.
Общие технические характеристики
Наименование | DN, мм | PN, МПа | Диапазон температур транспортируемого вещества | Рабочая среда |
С невыдвижным штоком | 40 — 500 | 1,6 | От -15ºС до +130ºС | Горячая и холодная вода, не агрессивные среды |
С выдвижным штоком | 15 — 1200 | 1,6 — 10,0 | От -70ºС до +450ºС | Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ |
Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
В задвижках, имеющих выдвижной шток, часть шпинделя с резьбой и ходовая гайка выдвинуты за границы корпусных деталей. Другим концом он жёстко соединён с затворяющей деталью.
Маховик вращаясь через резьбовую гайку приводит в движение шток, который в свою очередь заставляет поступательно перемещаться затвор.
При этом шпиндель верхним концом выдвигается из корпуса на величину хода затворного органа. Благодаря такому принципу работы ходового узла транспортируемое вещество не оказывает негативного влияния на резьбовую пару, а также менее подвержен износу сальниковый уплотнитель.
Внимание! При размещении параллельной задвижки с выдвижным штоком необходимо предусмотреть для выхода шпинделя над сальником крышки свободное пространство размером не менее диаметра проходного отверстия
Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
В этих моделях резьбовой конец штока жёстко фиксируется с маховиком, а ходовая гайка крепиться уже внутри корпуса к затвору. При вращении шпинделя происходит накручивание гайки на конец шпинделя, вследствие чего, начинает перемещаться подвижная часть затвора.
Ходовой механизм таких задвижек находится в рабочей среде и поэтому может повреждаться под действием абразивных частиц, находящихся в составе транспортируемого вещества, или быстро корродировать. Эти недостатки накладывают ограничения на работу изделий в нефтепроводах, системах транспортирующих морскую воду, химически агрессивные составы.
Особенности монтажа
В большинстве случаев, задвижка для вентиляции устанавливается непосредственно перед выходом вентилятора. В случае, если их расположение совпадает, то конструкция называется пусковым шибером, тогда ее задача заключается в защите силовой установки вентилятора от перегрева.
Нужно понимать, что запускать вентилятор нужно только лишь тогда, когда шибер находится в закрытом положении. В противном случае на него будет влиять дополнительная нагрузка, что в свою очередь достаточно быстро приведет к выходу из строя электрического оборудования.
Как и любая другая конструкция, шиберная задвижка обладает своими особенностями монтажа. Различают два основных способа ее установки:
- методика труба в трубу – механизм устанавливается в дымоход за счет своей конструкцию, такой принцип не подразумевает использование дополнительных крепежных элементов;
- запорное устройство монтируется перед выходом из дымохода или же в печке, соответственно, становясь частью общей конструкции, в этом случае максимальное значение высота, на которой может располагаться шибер, не может превышать отметку в один метр.
Также имеется еще один метод монтажа шибера – фланцевый
В процессе его использования нужно уделять внимание двум факторам:
- крепежные элементы, которые фиксируют отвод дыма, должны быть расположены на небольшом расстоянии от шибера, устанавливать их вместе с основным механизмов нельзя;
- все крепежные элементы должны располагаться исключительно с одной стороны фланца;
- в процессе монтажа соединения фланцевого типа нужно обеспечивать дополнительную герметизацию.
Использование задвижек в печи позволяет обезопасить себя от отравления угарным газом. Информация о способе сохранения тепла в печи передается из поколения в поколение. Все очень просто, пока горит пламя – заслонка не должны быть закрыта полностью. Как только огонь погас, шибер можно полностью закрывать.
Задвижку, впрочем, как и любой другой механизм, создание которого не требует обязательного наличия специализированных инструментов, можно без проблем сделать самостоятельно. Для этого достаточно обладать минимальными теоретическими знаниями и базовыми навыками работы.
Особенности шиберных заслонок
Корпус шиберной конструкции, обычно выполнен в прямоугольной или цилиндрической форме, выполняется он в цельном монолитном либо сборном виде путем сварки металлических частей.
Подобные задвижки имеют свои особенности, с которыми стоит ознакомиться до похода в магазин и начала их применения. Например, корпус заслонок изготавливают, используя только определенные разновидности стали: CF8, CF8M, 904L, LC1 и WCB. Остальные виды нельзя использовать независимо от фирмы-производителя. Изредка можно встретить корпусы из высокопрочного чугуна – GGG40. Сам шибер делают из стали CF8, CF8M и 904L. В комплект таких заслонок входит специальное покрытие, предназначенное для защиты от износа и улучшения коррозиеустойчивости.
Если в магазине вы наткнулись на шиберные заслонки, сделанные из разновидностей стали, которых нет в вышеперечисленном списке, тогда такие модели стоит обходить стороной, потому что надежность и безопасность такого товара оставляет желать лучшего. Самым большим недостатком таких задвижек является отсутствие качественной герметичности.
Лучше всего приобретать шибер у официальных производителей, таким образом можно предотвратить риск покупки некачественного товара.
Устройство и принцип работы ножевой задвижки
Основной элемент – это корпус. Он может быть чугунный или стальной, в зависимости от условий транспортируемой среда. Сам нож представляет собой заостренную металлическую пластину небольшой толщины. В закрытом состоянии герметичность обеспечивают манжеты. Уплотнения по корпусу и крышка обеспечивают разборность и обслуживание механизмов задвижки. Шток при помощи крутящего момента поднимает и опускает нож. Гайка, втулка и прокладка подвижно соединяют шток и штурвал. Бугель защищает соединение гайка-шток от температуры, давления и других влияний транспортируемой среды. Защита штока и колпак предохраняют шток от внешних загрязнений, когда задвижка в открытом состоянии. Кольцо-фиксатор фиксирует манжеты внутри тела задвижка. На корпусе находятся отверстия под болты, через которые задвижка плотно стягивается при монтаже на путепроводе через фланцы. Данная схема конструкции практически постоянна для всех типов ножевых задвижек, небольшие различия могут проявляться у арматуры разных производителей. Чтобы закрыть или открыть заслонку, достаточно повернуть штурвал.