Лучшие дизельные котлы

На что обращать внимание при покупке дизельного котла

Дизельные котлы принципиально ничем не отличаются, хотя эффективность работы и стоимость их может быть разной. При выборе котла дизельного для отопления частного дома следует учитывать:

1. Материал теплообменника

Теплообменники в дизельных котлах делаются из чугуна и стали. Стальные котлы экономичнее, прочнее и легче, а чугунные дольше служат. Специалисты рекомендуют для частных домов покупать чугунные котлы, а для офисов и административных зданий — стальные.

2. Принцип теплообразования

В конденсационных котлах, в отличие от обычных, кроме традиционного нагревания стенок камеры сгорания, дополнительно используется нагретый конденсат. Стоят такие котлы дороже, но их экономичность и производительность при этом выше обычных.

3. Количество контуров

Одноконтурные котлы, подавая нагретую воду в систему отопления, используются только для обогрева дома. Двухконтурные котлы, кроме отопления, служат также для нагрева воды. Стоимость двухконтурного котла выше, поэтому целесообразность его установки нужно определять индивидуально. Если требуемая мощность котла для отопления значительно превышает потребность в горячей воде. то правильнее будет приобрести одноконтурный котел и бойлер для подогрева воды.

4. Обслуживание жидкостного котла

Особенностью эксплуатации дизельных котлов является повышенное образование сажи и золы. Удалять продукты горения необходимо вовремя, поскольку их скапливание приводит к повышенному расходу топлива. Так при толщине слоя сажи в 2 мм расход солярки увеличивается на 8-10%. Обслуживание котла заключается в очистке форсунки горелки и рассекателя от нагара. Частота очистки зависит от качества топлива — хорошее топливо дает минимум сажи. Проверку котла делают раз в год при подготовке к отопительному сезону, но лучше это делать каждые полгода. Работы выполняет специалист. Кроме очистки, мастер меняет топливный фильтр, отдельные детали горелки и настраивает ее рабочий режим. Регулярное обслуживание горелки котла увеличивает срок его службы.

Бытовые котлы на дизтопливе

Для бытового применения, то есть для обогрева обычных частных домов, отлично подойдут приборы «Сатурн» корейского производства. Они отличаются тем, что оснащены катализаторами сжигания и дутьевыми горелками. Конечно, мощность у них не слишком большая, но для среднестатистического частного дома ее вполне достаточно.

Видео – Дизельные котлы

https://youtube.com/watch?v=4jDG-rq7JRY

Описываемые приборы оснащены специальными поглотителями кислорода, которые замедляют процесс окисления и, как результат, существенно продлевают эксплуатационный срок оборудования. Есть также различные автоматические системы, которые упрощают процесс эксплуатации.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Общие рекомендации по выбору

Среди всего многообразия техники непросто сделать правильный выбор.

Котлы отличаются по типу теплообменника, наличию или отсутствию блока управления и автоматики. Также нужно учитывать специфику работы, так как выпускают изделия для установки внутри частного дома и промышленных или многоэтажных зданиях.

При закупке внешних баков с запасом горючего, которые будут располагаться на улице, нужно обратить внимание на наличие теплоизоляции, чтобы тара не лопнула, не промерзла солярка

Одноконтурный или двухконтурный?

Одноконтурные котельные аппараты представляют собой продукцию повышенной производительности. Основным предназначением изделий является подключение к отопительной системе.

Полностью отсутствует возможность нагрева воды, поэтому, если в доме нужна горячая вода, то устанавливают отдельный бойлер.

Мощности хватает для качественного обогрева большого дома.

Двухконтурный дизельный обогревательный котел включает водяную вставку для отопления и прогрева воды, что решает две проблемы одновременно.

Теплообменник может быть битермическим, либо раздельным, что зависит только от производителя.

Пример подключения двухконтурного котла

Более современные приборы оснащены встроенным накопительным баком.

Главным преимуществом считается моментальная подача горячей жидкости, сразу после открытия крана.

Поэтому стоит заранее подумать, какая вариация лучше подходит. Например, если горячее водоснабжение проложено отдельно, то достаточно прибора с одним контуром.

Какая марка котла на дизтопливе лучше?

На рынке данного типа продукции, как всегда лидируют немецкие модели, такие, как Buderus Logano G125? G225, Vaillant iroVIT VKO, Viessmann Vitorondens.

Не особо отстают французские заводы торговых марок De Dietrich NeOvo EcoNox EFU, GTU. Согласно отзывам пользователей французского оборудования, его функционал позволяет прибору активно конкурировать с немцами.

Более доступными по ценам считаются итальянские продукты Fondital Capri RTF, RTFD< Nova Florida BTF, BTFD, RTF, RTFD.

От корейского производителя чаще всего покупают Kiturami STSO, Turbo, Olympia OLB.

Более новые, но уже довольно популярные изделие DanVex B из Финляндии и EnergyLogic EL из США.

Пример цен на солярные котлы

Себестоимость каждого конкретного котла серьезно рознится в зависимости от изготовителя, модификации, материала изготовления и прочих нюансов.

Наиболее дешевые варианты в Москве стоят около 30 000 руб., премиум-класс начинается со 100 000 руб.
Надежные корейские установки стоят, в среднем, 50-80 тыс. руб.

Нельзя забывать, что указанные примеры цен касаются только самих приборов, а отдельно нужно еще докупать топливные запасные емкости, топливный насос и так далее.

Принцип работы дизельного котла с двумя контурами

Двухконтурный дизельный котёл для отопления и горячей воды, это энергозависимое оборудование. Система подачи топлива и горелочное устройство, работают при подключении к электросети. Объем потребления электричества незначителен, не больше, чем тратят бытовые приборы: телевизор, холодильник.

Различия между одноконтурными и двухконтурными дизельными котлами заключается во внутреннем устройстве и функционале:

  • Одноконтурные котлы – предназначены для нагрева теплоносителя. Как правило, имеют большую мощность. Не приспособлены для подключения к ГВС. Для горячего водоснабжения, требуется подключение бойлера косвенного нагрева. Переоборудование стоит дорого. Монтажные работы, должен выполнять квалифицированный специалист.

2-х контурный котёл на солярке – имеет два изолированных контура отопления. Первый, используется для нагрева теплоносителя, второй, для подогрева горячей воды.

Принцип работы двухконтурных дизельных отопительных котлов, отличается, в зависимости от внутреннего устройства и особенностей подогрева горячей воды для ГВС. Различают две модификации отопителей, по принципу нагрева:

  • Проточные котлы – нагрев горячей воды, осуществляется как в обычной бытовой колонке. Дизельная горелка, подогревает теплообменник с циркулирующей в нем водой. При открытии крана водоснабжения, нагревает контур ГВС, происходит передача тепла. Вода нагревается до необходимой температуры, за 5-10 сек.

Накопительные котлы – в конструкцию включена теплоаккумулирующая емкость, по своему внутреннему устройству, напоминающая бойлер косвенного нагрева. Объем подбирается, в зависимости от пожеланий заказчика, от 40 литров. Двухконтурные котлы, встречаются с емкостью до 120 литров.Преимущество отопительного оборудования, использующего накопительный принцип нагрева, это возможность подключения к системе рециркуляции ГВС, моментальное получение горячей воды, сразу после открытия крана водоснабжения.

Сравнение двухконтурных котлов накопительного и проточного типа, показывает, что более эффективные и экономичные котлы, использующие накопительный принцип нагрева. Проточные водонагреватели, в основном устанавливаются для зданий с небольшими затратами горячей воды.

Двухконтурный котел накопительного типа, лучше для автономного отопления и ГВС в коттеджах и домах с большим расходом воды, где одновременно проживает несколько семей.

Особенности оборудования на жидком горючем

Котлы, потребляющие дизтопливо, солярку либо же керосин, могут использоваться, как уже отмечалось, для бытовых и промышленных зданий. Топливо должно храниться в специальной емкости – она может располагаться где угодно, лишь бы было удобно:

  • под землей;
  • в котельном помещении;
  • во дворе.

И именно это является одним из основных преимуществ описываемого оборудования.

Обратите внимание! Наиболее целесообразно применять эти котлы в негазифицированных населенных пунктах, ведь расход горючего в данном случае достаточно низкий. Что же касается принципа действия, то он мало чем отличается от аппаратов, потребляющих другие виды топлива

Прибор включает в себя камеру сжигания, где находится горелка; с помощью последней и сжигается топливо. В ходе функционирования теплоноситель прогревается, после чего подается уже в систему отопления. Для вывода продуктов горения применяется традиционный дымоход. Что характерно, при движении они пропускаются через теплообменник, делясь с ним частью тепловой энергии. Это позволяет заметно увеличить КПД.

Приборы, функционирующие на солярке, в большинстве случаев имеют корпус, выполненный из стали – она, как известно, практически невосприимчива к ржавлению. Под корпусом располагаются блоки автоматики (они контролируют функционирование котла) и управления прибора. При изготовлении теплообменников используется либо чугун, либо сталь; благодаря этому агрегаты способны длительное время выдерживать воздействие критических температур.

Дабы снизить теплопотери при работе, а также в целях снижения количества потребляемого котлом дизтоплива, под наружным его корпусом устанавливается термоизоляционная прокладка, которая параллельно с этим предотвращает случайные ожоги при касании к поверхности.

Какими бывают котлы?

Современные котлы, предназначенные для бытового использования, это:

  • компактные агрегаты, не занимающие много места;
  • оборудование, имеющее КПД около 85%;
  • одно- или двухконтурные модели. Последний вариант необходимо использовать, если планируется не только отапливать дома при помощи котла, но и получать горячую воду.

Разумеется, хозяевам хочется приобрести агрегат, который расходует минимальное количество топлива и при этом обеспечивает комфортное проживание в доме. В среднем, котел расходует около 500-700 мл дизельного топлива в час. Однако расход будет зависеть не только от модели котла, но и от других условий, в частности:

  • от качества утепления;
  • режима использования;
  • расхода горячей воды (при использовании двухконтурных моделей).

Мощность

Очень важно правильно выбрать мощность отопительного агрегата

Для выполнения расчетов нужно будет принять во внимание:

  • площадь дома;
  • высоту потолков в помещении;
  • качество утепления;
  • количество окон и наружных дверей.

Если высота потолков в комнатах не более трех метров, а наружные конструкции достаточно хорошо утеплены, то для подсчета мощности отопительного агрегата для дома можно использовать простейшую формулу.

Нужно разделить суммарную площадь помещений, которые требуется отапливать, на 10. К примеру, если общая площадь дома 200 квадратов, то нужно приобрести агрегат мощностью 20 кВт.

Тип теплообменника

При покупке газового котла многие предпочитают выбрать агрегат, оборудованный стальным теплообменником, так как он имеет меньший вес, но, при этом, более прочный. Если же речь идет об оборудовании, работающем на солярке, то лучше выбрать модель с чугунным теплообменником.

Дело в том, что в состав топлива входит сера, поэтому продукты сгорания образуют весьма едкий конденсат, который быстро разрушит стальной теплообменник.

Бак для топлива

Чтобы отопительный агрегат стабильно работал, необходимо создать запас топлива. Следовательно, потребуется специальный бак, в котором это топливо будет храниться

Очень важно правильно выбрать место, где будет установлен бак. Поскольку его нужно будет периодически пополнять, нужно расположить его так, чтобы можно было подогнать заправочную машину

Какой должна быть вместимость бака? Согласно нормам, минимальный объем ёмкости должен составлять 800 литров. Однако на практике устанавливать такую емкость непрактично, так как ее придется часто пополнять. В зависимости от расхода, обычно, устанавливают баки объемом 3000-4000 литров.

Устанавливать бак можно как в помещении котельной, так и вне дома. Последний вариант считается более практичным, так как большой бак занимает много места. Кроме того, заправлять бак придется, заводя шланг заправщика в дом, что небезопасно.

При расположении баков вне дома, как правило, устраивается подземное хранилище. Баки обязательно нужно хорошо утеплить, так как дизельное топливо на морозе густеет. Материал баков может быть любым:

  • металл;
  • стеклопластик;
  • пластик.

При установке основного бака вне дома необходимо использовать насос для перекачки топлива в дом, при этом в помещении котельной необходимо установить небольшой промежуточный бак объемом 150-200 литров.

Правила монтажа дизельного котла

Установка дизельного котла — это сложный технологический процесс, который могут выполнить только обученный персонал. Монтажно-строительные работы, выполняют в полном соответствии с нормативными документами пожарной, санитарной и экологической безопасности. Весь комплекс наладочных мероприятий современных ДК выполняют с использованием программного обеспечения.

Для устройства дизельных котлов Китурами нужно оборудовать котельную, установить топочный бак, вывести дымоход в окружающую среду и обвязать трубную систему. Здание из-за шума и запахов соляры, рекомендуется выполнять в отдельностоящем помещении со звукоизоляцией.

Схема обвязки ДК

Площадь должна быть достаточной, чтобы установить топливную емкость, если нет такой возможности, то бак с теплоизоляцией устанавливают рядом с подъездным путем. Если система топливоподачи получится длинной, нужны будут горелками с большой мощностью всасывания и выполнить утепление трубопроводов от бака к котлу.

Требования к установке ДК :

  1. Помещение — нежилое с необходимым размером площади, оборудованное освещением и вытяжной вентиляцией.
  2. Размещение напольных дизельных котлов непосредственно в жилых зданиях, выполняют только на негорючей основе. Стены также отделываются с использованием негорючих материалов, например, облицовочной плитки из керамики.
  3. Автоматика безопасности, для защиты ДК, при превышении рабочих показателей теплоносителя по давлению, температуре и загазованности котельного зала.
  4. Обязательная установка системы вентиляции, с производительностью не менее трехкратного обмена воздуха в течение часа.
  5. Дополнительная установка резервного электропитания.

Устройство дизельного котла

Существует две разновидности дизельных котлов: напольные и настенные. Первые получили большее распространение по той причине, что обслуживать и пользоваться устройством такого типа намного удобней. Корпус котла – камера сгорания обычно выполняется из легированной стали или чугуна. Камеры сгорания также по конструктивной особенности имеют различия. Они бывают закрытого и открытого типа.

Котел с камерой открытого типа забор воздуха осуществляет из помещения, что требует наличия в доме качественной вентиляции. Закрытый тип подразумевает под собой использование дымохода, по которому осуществляется поступление воздуха из улицы.

Чаще всего производители устанавливают электронный блок для розжига топлива за счет подачи искры. Что касается самой дизельной горелки, то в котлах чаще всего устанавливаются устройства дутьевого типа с подачей воздуха под давлением.

Немаловажным конструктивным элементом любого котла является теплообменник, который в данном случае служит в качестве элемента принимающего тепло, а не отдающего. Материалом изготовления чаще всего служит сталь, но можно найти модель с чугунным теплообменником, который может прослужить более 25 лет.

Прочие узлы:

  • блок автоматики;
  • топливный бак;
  • топливный насос с подачей топлива в горелку под давлением 10-15 атм;
  • топливный фильтр.

Что касается блока автоматики, то этот элемент по конструкции состоит из двух составляющих: автоматика безопасности и рабочая автоматика для поддержания температуры в теплоносителе.

Как работает дизельный котел

Если подробно изучить внутреннее строение дизельного котла, то можно увидеть, что он работает на схожих принципах с напольным газовым котлом. Кроме этого, они практически не отличаются и по внешнему виду. Самые главные отличия имеет горелка.

Горелка котла на дизельном топливе оснащена вентиляторами, в отдельных случаях они оборудуются наддувными горелками. В такой горелке скапливается достаточное количество воздуха для обеспечения достаточного горения для сгорания топлива.

Согласно отзывам, дизельные котлы, обустроенные такими горелками, являются довольно шумными. Изготовители все же пытаются решить такую проблему, внедряя все новые технологии и используя новые материалы. Но все же в полной мере избавиться от шума не удается. Из-за шумности котлов, все специалисты рекомендуют звукоизолировать помещение котельной.

Что касается, собственно, горелки для дизельного отопительного котла, то она имеет такой параметр, как глубина всасывания топлива. В зависимости от способа применения, необходимо будет выбрать горелки с различными характеристиками. В частности, в тех случаях, когда баки для топлива углубляют в землю, горелка для них должна быть с высокой глубиной всасывания. А если планируется подвешивать топливный бак, то требования к данной характеристике можно снизить.

Теплообменник является одним из главных конструктивных элементов котла отопления на дизельном топливе. Внутри этой конструкции проходит теплоноситель, который нагревается от его стенок. В продаже можно встретить много разновидностей теплообменников, различных по материалам для их изготовления. Обычно используется сталь и чугун.

Судя по отзывам потребителей, более долговечным считается чугунный теплообменник, поскольку стенки у него толще и он меньше подвержен коррозии.

Чугунные теплообменники для отопительного котла на дизельном топливе могут прослужить около 50 лет. Однако к недостаткам данного материала можно отнести большую массу чугуна. Кроме того, в результате локального перегрева чугун становится хрупким. И еще один момент – теплообменники из чугуна весьма чувствительны к качеству теплоносителя. Из-за различных примесей и плохого качества теплоносителя они ломаются чаще, чем остальные.

Рассматривая стальной теплообменник для отопительных котлов на дизтопливе, можно сказать, что при падении температуры теплоносителя ниже точки росы, в топке образуется кислотный конденсат. В результате, стенки котла испытывают негативное воздействие агрессивной среды.

В таких условиях срок службы котла не превысит даже 2 лет. Более того, расход топлива на отопление дома существенно увеличится в результате выпадения конденсата, а теплообменник из-за перегрева быстро выйдет из строя. В связи с этим, дизельные котлы с теплообменниками из стали предпочтительнее устанавливать в промышленных зданиях, а не для частных домов.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

Дизельный котел — довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации — иначе дорогостоящего ремонта не избежать.

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector