Изразцовые печи и камины: особенности, достоинства и критерии выбора

Создание гипсовой формы

Интересно, что свое название изразцы получили от форм, которые на Руси изготавливали из древесины, украшая резными узорами. С развитием технологии производства изразцов формы стали делать из гипса. Этот материал имеет ряд преимуществ: гипсовая матрица позволяет отмять до 200 изразцов, а в случае износа или повреждения ее несложно воспроизвести.

Чтобы сделать оттиск модели, из фанеры либо дощечек вокруг нее сооружают 6-7-сантиметровую опалубку. Учитывая, что текучесть гипсовой смеси сохраняется в среднем в течение 2-3 минут, готовый раствор незамедлительно вливается в опалубку. Этой операции должно предшествовать смачивание модели водой и смазывание всех ее рельефов гипсовым раствором с помощью кисти.

Спустя 10-15 минут опалубка разбирается, а гипсовая форма просушивается. После ее полного отвердения из нее извлекается модель.

История

Печник с изразцами, 1955 год

Древний мир

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.

Европа

Европейский изразец

В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

Русское царство

Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).

Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.

Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.

В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

Изразцы для камина своими руками

До того как начать делать изразцы, изготавливают их эскиз, позволяющий с учетом габаритов камина произвести расчет необходимого количества изделий и их конфигурации. После этого продумывается, форма изразца, проще всего сделать прямоугольные или квадратные изделия. Так получают небольшое отклонение от запланированных размеров, и подгонять их на месте будет намного проще.

Изразцы для камина своими руками

Нужно сразу продумать рельеф и узор, это влияет на конфигурацию шаблона. После этого готовят форму (шаблон), который используется много раз, и в нем постепенно накапливаются остатки глины. По этой причине перед каждым началом работы, необходимо ее очистить и просушить.

Внимание! Даже небольшая грязь в форме оставить свой след на лицевой поверхности. Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями

Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца

Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями. Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца.

Новичкам легче делать гладкие изделия, и только потом создать фон или рисунок. Облицовка камина изразцами, может быть красивой, даже при отделке гладкими изразцами.

Подготовка глины для изразца

Сначала необходимо подготовить глину, она должна постоять некоторое время в замоченном состоянии, которое можно использовать для подготовки форм.

Изразцы нужно делать из пластичной глины, предназначенной для гончарных изделий. Прочность после обжига, пластичность и способность держать форму превращает ее в идеальное сырье;
После этого из глины формируют небольшие шарики, их хорошо просушивают. Сушка проходит в теплом помещении или летом на улице;
После сушки шарики измельчают и просеивают. Можно это делать с помощью мелкого, проволочного сита;
Отмучивают глину – заливают водой просеянный порошок, смесь хорошо перемешивают, дают отстояться

Воду после этого осторожно сливают, при этой операции нельзя трогать нижний слой. Это и будет чистый материал необходимый для работы

Любые примеси, в глине отрицательно сказывается на качестве продукции. Причина в том, что отделка камина изразцами, во время топки нагреваются, и из-за этого слегка увеличиваются в объеме. Посторонние включения обладают другим коэффициентом расширения по сравнению с глиной, и во время нагревания плитка может треснуть;

Рекомендация. Специалисты советуют очищать глину так – в емкости для отмучивания глины, делают несколько вертикальных отверстий, их закрывают деревянными заглушками. При отстаивании глины, вода сверху будет становиться светлее. Извлекая заглушки, постепенно сливают светлую жидкость, пока вся вода не стечет.

Подготовленную глину сушат на солнце, часто, перемешивая. Одновременно сырье станет пластичным и однородным.

Знающие люди добавляют в глину дополнительные компоненты – шпат, шамот, каолин, они дают смеси новые свойства.

Формирование модели изразца

Для изготовления гипсового слепка, необходимо сделать шаблон. На 20-30 мм пласт глины, наносят нужный рисунок. Если он простой, то можно просто вылепить его пальцами, сложный узор, вырезают стеком. Он похож на деревянный нож, пропитанный олифой. Их делают самостоятельно или покупают, вместо них могут использоваться кожаные или проволочные петельки.

Совет! Создавая глиняный узор, не забывайте, что его нужно будет отделять от шаблона, по этой причине, мелкие детали в узоре лучше не использовать.

Гипсовый состав делают из обычных компонентов – разводят гипс водой, в пропорции 7:10. Нужно засыпать гипс в воду, если сделать это наоборот, то вы устанете размешивать и раздавливать появившиеся комочки.

Гипсовый раствор почти моментально теряет текучесть, лучше его смешивать в разрезанном пополам резиновом мяче. Новичкам желательно использовать не гипс, а шпатлевку, она дольше не застывает.

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.

Рисунок 2. Конструкция изразца

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

 Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

 Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

 Процесс формования изделия

Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

 Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:

    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

 Готовые глазурованные плитки

Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Печка, облицованная термоинертной керамикой

Подготовка изразца к облицовке

Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.

С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.

Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.

Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным

При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.

Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах.

Варианты укладки изразцов: первый рисунок — с сортировкой, второй — без.

Облицовка печи с сортировкой изразцов и без

Схема укладки изразцов с перевязкой и безКроме того, существуют способы укладки изразцов с перевязкой и без таковой.

На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Раскладка изразцов

Отсортированные изделия нужно разложить в соответствии с чертежом на ровной поверхности.

Раскладка изразцов до и после

Примечание. Перед выкладкой изразцов удобно обозначить очертания печи малярной лентой.

Если размеры изразца превышают размеры печи, края плитки нужно зашлифовать (сточить) до нужного размера. Если меньше, можно увеличить толщину шва между плиткой. Однако его толщина не должна превышать 1 мм. для вертикального шва и 3 мм. для горизонтального.

Выложенные изразцы нумеруют с обратной стороны и приступают непосредственно к печной облицовке.

Раскладка комплекта изразцовой плитки

Облицовка печи изразцами – пошаговая инструкция

Технология отделки изразцами, как и любой строительный
процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.

Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон
всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного
дальнейшего монтажа.

Установка первого ряда

подготовка изразца;

  1. подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду.
    Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из
    раствора;
  2. после извлечения, румпа каждого изразца до половины
    наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
  3. затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового
    может выступать кирпич, гравий, галька;
  4. образовавшиеся пустоты заполняют глиной;

Примечание. Многие мастера используют готовую смесь для
заполнения румпы. Состав смеси: глина, кварцевый песок и кирпич в пропорции
(соотношении) 1:2:2.

кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;

установка центральных изразцов. После того, как первый ряд
выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы
предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним
краем он будет упираться в румпу;

плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются
между собой с использованием стальных скоб.

мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить
ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце
формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на
каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.

Примечание. Петли для связки с кладкой печи устанавливаются
по ходу строительства печи. Установленные заранее, они будут мешать работе.

Порядок крепления изразца показан на фото.

Способы крепления изразцовой плитки

После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В
дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить
изразцовую поверхность от промывки.

Укладка последующих рядов изразцов

После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом
выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина.
После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами
также заполняется глиной.

Облицовка изразцами — порядовка — 1Облицовка изразцами — порядовка — 2 (ноги)Облицовка изразцами — порядовка — 3Облицовка печи изразцами — порядовка — 4Облицовка изразцами — порядовка — 5Облицовка изразцами — порядовка — 6Облицовка печи изразцами — порядовка — 7Облицовка печи изразцами — порядовка — 8Облицовка печи изразцами — порядовка — 9Монтаж изразцов — порядовка — 10Монтаж изразцов — порядовка — 11Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 12Монтаж изразцовой плитки — порядовка — 13Установка изразцовой плитки — порядовка — 14

Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой

Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности.
Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является
заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки
швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные
промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой
тряпкой.

Примечание. Как бы ни хотелось протопить построенную и
облицованную печь, не стоит делать этого раньше, чем через неделю после
завершения всех работ. Да и то, пробная топка длится не более часа. Полноценную
проверку можно выполнить после того, как полностью высохнет глиняный раствор –
через 3-4 недели.

Как укладывать изразцы на печь?

В старину укладка изразцов велась в процессе строительства печи. Для этого два специально обученных человека – печник и облицовщик – трудились вместе. Технологии поменялись, и украсить такой плиткой можно уже готовую печь.

Подготовка поверхности и материалов

Следует придерживаться следующей схемы работы.

Первая часть касается подготовки самой печи и деталей, которые будут на нее крепиться:

  • Облицовка печи изразцами начинается с избавления от старой штукатурки или других элементов декора. Если печь только выложена, нужно удалить остатки смеси раствора.
  • Рекомендуется углубить швы в кладке примерно на 10 мм. Это поспособствует лучшему сцеплению с раствором.
  • Печь необходимо покрыть строительной сеткой. Это усилит жесткость конструкции и поможет более длительной эксплуатации.
  • В кладку печи монтируются саморезы. На них будет крепиться будущая облицовка.

Далее можно приступить к подгонке всех деталей:

Так как такие плитки могут иметь различия в размерах, рекомендуется их сделать максимально одинаковыми. Сделать это можно с помощью болгарки или шлифовки.
Когда все детали максимально идентичны можно отсортировать их по оттенкам

Важно помнить, что все темные плитки кладутся ближе к основанию печи. Чем далее от пола, тем узор светлее.
Для большего удобства можно разложить примерный эскиз на полу возле печи, а потом поочередно брать каждую деталь.

Техника крепления

Облицовка печи изразцами дело непростое и довольно длительное. Но если учитывать основные правила, сделать это может даже начинающий мастер.

Всю плитку перед работой замачивают в воде. Такая процедура повысит термоустойчивость материала.
Крепление изразцов к печи начинается с нижнего угла (ряда). Глиняным или цементным раствором заполняется румпа детали, потом они крепятся к поверхности. Все изразцы должны быть установлены ровно. Если допустить завал конструкции на первом этапе, то придется переделывать всю работу. Ниже указаны способы укладки изразцов на первому ряду:
Если изразец имеет большой вес, можно добавить ломаный кирпич или щебень.
В углубления румпы вставляются и загибаются металлические штыри. На них крепится проволока, которая вместе с закрепленными ранее саморезами удерживает плитку. Проволока связывает изразец со следующими в ряду.
Остальные ряды укладываются аналогично. Необходимо помнить об промежутке на шов. Для эстетичности изделия он должен быть одинаковым.
После крепления швы затираются. Затирку можно купить в магазине

Важно чтобы она не выбивалась из общей композиции. Поэтому следует подобрать под цвет изразцов.

Облицовка печи изразцами – пошаговая инструкция

Технология отделки изразцами, как и любой строительный процесс – последовательна, начинается с формирования первого ряда.

Первый ряд изразцов или так называемые «копыта» задают тон всему строительству. Их правильная укладка залог быстрого и качественного дальнейшего монтажа.

Установка первого ряда

  • подобранные и пронумерованные изразцы погружаются в воду. Это позволит избежать ситуации, когда глина изразца будет вытягивать влагу из раствора;
  • после извлечения, румпа каждого изразца до половины наполняется глиной. Заполнение румпы повышает теплоотдачу печи;
  • затем в глину набивается наполнитель. В качестве такового может выступать кирпич, гравий, галька;
  • образовавшиеся пустоты заполняют глиной;
  • кладка изразцов начинается с установки угловых элементов;
  • установка центральных изразцов. После того, как первый ряд выложен, необходимо стянуть изразцы между собой стальным штырем. Чтобы предотвратить сползание плитки, штырь рекомендуется загнуть сверху. Нижним краем он будет упираться в румпу;
  • плитки в вертикальных и горизонтальных рядах соединяются между собой с использованием стальных скоб. мягкая проволока, закрепленная на штыре, позволит соединить ряд изразцов с рядом кирпича печи. Проволока привязывается к штырю. На ее конце формируется петля, которая заводится в кирпичную кладку. Для надежной связки на каждый штырь следует привязать по две проволоки-петли.

После того, как уложен первый ряд нужно расчистить швы. В дальнейшем это поможет более аккуратно нанести затирку. А также очистить изразцовую поверхность от промывки.

Укладка последующих рядов изразцов

После того, как уложен первый ряд, аналогичным образом выставляется еще один. После этого выполняется кладки самой печи или камина. После того, как выложены несколько рядов кирпича пространство между ними и изразцами также заполняется глиной.

Очистка печи и затирка швов между изразцовой плиткой

Облицовка изразцовой печи завершается очисткой поверхности. Для этого используется мягкая тряпка или бумага. Последним штрихом является заделка швов (затирка), если таковые допущены в процессе работы. Для затирки швов между плиткой используют жидкое гипсовое тесто, которым смазывают шовные промежутки. Через 10-15 мин. после высыхания теста, его остатки снимают мягкой тряпкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector