Как мультиметром прозвонить конденсатор: инструкция и советы

Как измерить ёмкость конденсатора мультиметром?

Измеряя параметры, конденсатор предварительно разряжают, замкнув выводы между собой отверткой с изоляцией на ручке. Если этого не сделать, маломощный мультиметр выйдет из строя.

Ответ на вопрос, как проверить емкость конденсатора мультиметром с режимом «Сх» такой:

  1. Включить режим «Сх» и подобрать предел замера — 2000 пФ — 20 мкФ в стандартном приборе;
  2. Вставить конденсатор в гнезда в приборе или приложить щупы к выводам конденсатора и посмотреть значение на шкале прибора.

Амперовольтметром или мультиметром определяют наличие внутри корпуса короткого замыкания или обрыва.

Полярный конденсатор включают в цепь прибора с учетом направления тока. Электроды изделия производители маркируют. Конденсатор, рассчитанный для напряжения 1-3 В, при обратном токе выше нормы выйдет из строя.

Перед тем как измерить характеристики, полярный электролитический конденсатор выпаивают из платы. Включают мультиметр в режим измерения сопротивления или проверки полупроводников. Прикладывают щупы к электродам полярного конденсатора — плюс к плюсу, минус к минусу. Исправная емкость покажет плавный рост сопротивления. По мере заряда ток уменьшается, ЭДС растет и достигает напряжения источника питания.

Обрыв в конденсаторе будет выглядеть на мультиметре как бесконечное сопротивление. Прибор не отреагирует или стрелка на аналоговом экземпляре едва шевельнется.

При пробое элемента измеряемый параметр не соответствует номинальному значению в меньшую сторону, пропорционально величине пробоя.

Если задаться вопросом, как измерить мультиметром комплексное или эквивалентное последовательное сопротивление (ESR конденсатора), то без приставки сделать это проблематично. Реактивные свойства конденсатор проявляет при высокочастотном токе.

Watch this video on YouTube

Как проверять емкость конденсатора

Не всегда исправность конденсаторов можно определить, заряжая его от постороннего источника и контролируя зарядный ток. При небольших значениях емкости (менее 0,5 мкФ) они заряжаются настолько быстро, что за этим не сможет уследить ни один прибор. В таких случаях нужно определить, насколько емкость детали соответствует номинальной. Для этого используются специализированный прибор для проверки конденсаторов: измеритель емкости или LC-метр.

Одна из разновидностей электронных LC-метров

Профессиональные приборы выполняют измерения с большой точностью, но они имеют большие габаритные размеры, дороги и сложны в эксплуатации. Применение их оправдано только при профессиональной деятельности, связанной не только с ремонтом, но и наладкой сложных радиотехнических устройств, требующих точной подгонки емкостей конденсаторов.

Для использования в бытовых условиях используются компактные цифровые измерители емкости, по габаритам не отличающиеся от обычного мультиметра. Они имеют точно такие же щупы для подключения измеряемого элемента, жидкокристаллический дисплей и переключатель пределов измерения. Для проверки конденсаторов сначала узнают его емкость по надписям на корпусе, выбирают соответствующий предел измерения и подключают элемент к прибору. Некоторые модели способны измерять емкость деталей без выпаивания их из схемы.

Как известно, у радиодеталей существует разброс параметров, который регламентируется величиной допуска. Измеренное значение должно укладываться в этот допуск. В этом случае конденсатор считается исправным.

Все в этом мире не идеально

Для корректной проверки конденсатора необходимы первичные знания о том, чем реальные конденсаторы, которые стоят в реальных электронных приборах, отличаются от идеальных конденсаторов, которые существуют только в умах математиков и физиков. Идеального, как известно, нет ничего. Конденсаторы – это самый яркий пример этого умозаключения. Та простота, с которой объясняют принцип действия и устройство конденсатора учителя физики, как правило, не имеет ничего схожего с тем, что происходит в реальных электронных устройствах с электролитическими конденсаторами. Сразу отметим, что под идеальным конденсатором мы будем понимать такой конденсатор, который имеет нулевое ESR, бесконечно высокое сопротивление между обкладками, а также его емкость никаким образом не зависит от частоты тока, температуры окружающей среды, напряжения. Такой конденсатор можно лишь представить в виде идеализированной математической модели, к которой нужно стремиться производителям радиоэлектронных компонентов. Реальный конденсатор выглядит гораздо сложнее. Помимо полезной электрической ёмкости в его конструкцию вмешиваются некие виртуальные сопротивления, которые подразделяются на эквивалентное последовательное сопротивление, обозначаемое ESR, и внутреннее сопротивление. В хороших конденсаторах параметр ESR должен быть практически равным если не нолю, то нескольким десятым долям 1-го Ома. Величина внутреннего сопротивления должна быть равна нескольким МОм (как правило, не более 20 МОм). Именно эти паразитные сопротивления мешают конденсатору выполнять свои прямые обязанности – быстро накапливать энергию, сохранять ее в неизменном количестве, а также отдавать настолько молниеносно, насколько это вообще теоретически возможно. В реальности высокое значение параметра ESR мешает конденсатору быстро заряжаться и разряжаться, а не бесконечное сопротивление диэлектрического материала межу обкладками конденсатора неизбежно приводит к утечкам, то есть энергия постоянно рассеивается. В идеале конденсатор, будучи заряженным до 12 Вольт, должен был бы сохранить эти 12 Вольт и через час, и через 2, и через сутки, и через год. В реальности такой конденсатор разряжается через самого себя в течение считанных минут. Также параметр емкости может «плавать» в зависимости от температурных режимов работы конденсатора, а также от амплитуды и формы напряжения между обкладками.

Тестируем внутренние элементы

Всегда помните, что перед проверкой, реле нужно отключать от источника питания! Даже отключенные от сети конденсаторы, хранят в себе накопленный электрический заряд.

Возьмите мультиметр и определите сопротивление:

если нормально замкнутый контакт и полюс — сопротивление будет равно нулю;

если полюс и нормально разомкнутый контакт — сопротивление больше 0.

Чтобы проверить реле акустическим способом, необходимо к контактам 85 и 86 присоединить два проводника. Другие концы проводников подключить к аккумуляторной батарее. Рабочее реле услышите сразу – при контакте проводника и батареи, появятся щелчки.

Щелчки есть, но работают ли подвижный и неподвижный контакты? Выясняем:

  1. Возьмите мультиметр и присоедините его щупы к контактам. Если все в норме, то услышите свист.
  2. Если нет мультиметра, тогда можно использовать контрольную лампочку. В этом случае понадобится дополнительный проводник. Соединить его с контактом «+» и посадить на катушку. Второй проводник подключить к другому контакту. Лампочку подключаем к «–». При включении реле, лампочка должна загореться.

Когда в автомобиле перестает работать какое-либо электрическое оборудование, то в первую очередь проверяют предохранитель, отвечающий за проблемный элемент. Если предохранитель цел, то проблема может крыться в реле.

Реле есть во многих электрических цепях автомобиля: бензонасосе, электростеклоподъемниках, обогреве стекол, подогреве сидений и многих других

Именно поэтому важно самостоятельно уметь проверить реле на работоспособность с помощью обычного мультиметра

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 45 334.

Категории: Дом

English:Check a Start Capacitor

Português:Checar um Capacitor de Partida

Español:revisar el condensador de capacidad de arranque

Italiano:Controllare un Condensatore di Avviamento

Deutsch:Einen Startkondensator überprüfen

العربية:فحص مكثف كهربائي

Печать

Проверка без приборов

Без измерения параметров о неисправности свидетельствуют дефекты внешнего вида:

  • пятна на поверхности корпуса;
  • вздутие, деформация верхней насечки на импортных электролитических конденсаторах;
  • протечка электролита.

Другие способы контроля неисправности применяют в домашних условиях. Следует:

  • подключить к источнику питания, напряжение не должно превышать номинальное;
  • взять светодиод (низковольтную лампу с двумя проводами), дотронуться выводами светодиода до ножек конденсатора;
  • вспышка светодиода (кратковременное свечение лампы) подтвердят исправность.

Для определении работоспособности конденсатора большой ёмкости:

  • подключить к источнику питания, напряжение которого меньше номинального;
  • снять заряд металлическим предметом.

Наличие искры при разряде подтвердит годность

При снятия заряда соблюдать осторожность, принимать защитные меры, так как разряд сопровождается мощной искрой и звуком. Для уменьшения искры применяют разряд через резистор

Причины неисправности реле бензонасоса

Чаще всего аномалии в работе бывают связаны с естественным износом детали. Бывают случаи, когда в баке остается мало горючего, и мотор перестает заводиться. Датчик бензина подает ЭБУ сигнал о нехватке топлива, и система блокируется топливный насос. Когда деталь новая, нужно искать другую причину:

  • Попадание воды — в этом случае на поверхности детали имеются окислы, возможно появление коррозии. Нередко данная поломка наблюдается в холодное время года.
  • Сломаны конденсаторы.
  • Чтобы узнать, почему система вышла из строя, необходимо учесть тип двигателя. В случае с карбюратором.
  • Короткое замыкание или нарушение электроцепи. Часто это бывает связано с использованием предохранителей, имеющих неправильное значение.
  • Попалось бракованное реле.
  • Неграмотная установка иммобилайзера – в противоугонных системах принцип работы обычно основывается н а блокировании подачи питания к ТН. В такой ситуации проблема заключается в иммобилайзере, и проверять нужно именно его.

Если появились окислы, после очистки контактов реле еще будет работать. Во избежание последующих повреждений под воздействием влаги, можно обработать их смазкой WD-40. Исправное реле может греться и не срабатывать, либо запускаться с опозданием. Такая аномалия объясняется поломкой предохранителя.

Самостоятельно заниматься устранением поломки не следует, только при попадании воды реле можно прочистить и пользоваться им дальше. Покупка запчасти не потребует особых затрат, установить ее можно своими силам.. Например, реле ТН для отечественного авто будет стоить в районе 100 рублей. С неисправностями реле и их причинами можно ознакомиться в таблице:

Основные неисправности, связанные  с реле и их причины

Признак

Вид неисправности

Возможные причины

При включении зажигания нет звука работающего бензонасоса.

Не подается питание на бензонасос. Короткое замыкание. Установлено бракованное реле. Естественный износ детали.

Контакты окислены, покрыты ржавчиной или повреждены.

Плохо заводится, глохнет во время движения мотор. Возможны посторонние шумы. Попадание воды, конденсат, короткое замыкание.
Машина перестала заводиться после установки внештатного иммобилайзера. Блокирование подачи питания на топливный насос.

Неправильная установка иммобилайзера, либо несовместимость с новой охранной системой.

Давление в топливной системе меньше оптимального для данной модели авто. Бензонасос плохо качает и не создаёт требуемое давление.

Проблемы с проводкой, неисправность реле или предохранителя.

Как измерить напряжение на конденсаторе

Кроме того, чтобы определить исправен ли элемент, необходимо выполнить проверку соответствия его реального напряжения к номинальному. Чтобы это сделать следует использовать тестер в режиме вольтметра, а также необходимо наличие источника питания для зарядки устройств. Значение напряжения должно быть меньшим нежели, то под которое рассчитаны накопители. Чтобы измерить вам понадобится подсоединить щуп к выводу и чуть подождать, до момента полной зарядки. При переводе прибора в режим вольтметра, необходимо выполнить проверку выдаваемого накопителем напряжения. Величина, которая появится на дисплее устройства на начальном этапе замера, должна соответствовать заявленным показателям. 

Следует учитывать, что в процессе проверки у накопителя теряется заряд и, очевидно, что напряжение будет быстро снижаться, именно поэтому важна начальная величина замера.

Существует более доступный способ проверить конденсаторы, но он подходит только для изделий, имеющих гораздо большую емкость. После полноценной зарядки накопителя, нужно взять простую отвертку с изолированной ручкой, поднести ее металлической частью к выводам и замкнуть их. Если же после проделанных манипуляций произошло возникновение искры, то это свидетельствует о работоспособности элемента. Если же она отсутствовала или была слабой, то это говорит о невозможности устройства держать заряд.

Разновидности конденсаторов и способы их проверки

Если вы решили разобраться в том, как мультиметром проверить конденсатор, то необходимо выяснить какие разновидности этих устройств на сегодняшний день известны. Они могут быть как полярными, так и неполярными. Основным и очевидным их отличием является наличие полярности у полярных конденсаторов.

Модели полярного типа относятся к электролитическим. Если устройства были изготовлены еще в советский период, то в случае их взрыва может произойти попадание электролита на поверхность кожи. Современные же изделия оснащены специальным сечением на поверхности, которое в случае разрыва направляет взрывную струю по определенному направлению, исключая разбрызгивание проводящего вещества в различные стороны.

Прежде всего способ проверки зависит от того, какой характер имеет неисправность. Прозвонить конденсаторы мультиметром можно посредством:

  • измерения сопротивлений в его диэлектрике;
  • замера его емкости.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector