Ремонт водяных насосов своими руками
Содержание:
- Неисправности, встречающиеся наиболее часто
- Как работают глубинные насосы для воды
- Вкратце об устройстве
- Как обеспечить стабильную работу системы водоснабжения
- Диагностика и устранение неполадок
- Как разбирать насос для ремонта?
- 2 Диагностика и устранение неполадок
- Самые распространенные виды поломок
- Устройство, назначение и принцип работы цркуляционного насоса
Неисправности, встречающиеся наиболее часто
Следует выделить ряд самых распространенных поломок, с которыми сталкиваются пользователи скважинных насосов.Необходимость в ремонте чаще всего возникает в следующих случаях:
Неисправность | Возможная причина |
Насос не качает воду из скважины | Изначально некачественное, дешевое насосное оборудование. В данной ситуации сломаться может абсолютно все что угодно. Подобные поломки могут послужить причиной выхода из строя других компонентов системы водообеспечения. |
Не работает насос в скважине | Здесь может просто выйти из строя трос. Лучше применять трос нержавеющий для скважинного насоса. Тогда он прослужит гораздо дольше. |
Работа с перебоями и слышны посторонние шумы | Должна быть сделана защита от сухого хода скважинного насоса. Надо вовремя делать смазку. Без выполнения этого может происходить и возникновение эрозии в рабочих частях насоса, в частности у винтов или колес. |
Гидроудар | Может возникнуть в связи с тем, что обратный клапан для скважинного насоса не работает. Тогда потребуется его замена. |
Перестал работать насос в скважине | Поломка обратного клапана насоса. |
Выход из строя мембранного аккумулятора | Неисправности в проводке. |
Действия по возобновлению работоспособности системы зачастую могут ограничиться ремонтом, однако часто следует быть готовым к замене целого насоса.
Причины выхода из строя скважинных насосов
Самой главной причиной поломок насосов для скважин является нарушение правил их эксплуатации. Многие владельцы скважинного оборудования игнорируют требования, предъявляемые к его установке, описанные в инструкции по эксплуатации и монтажу.Ниже приведен перечень основных причин поломок, вызванных недостаточной внимательностью или халатностью их владельцев:
Использование насосного оборудования, мощность которого превышает требуемую
Бытует мнение, что чем больше мощность скважного насоса, тем – лучше, объем подачи будет выше, однако, на деле это не совсем так: повышенная мощность влечет за собой увеличенное количество всасываемого песка и, как следствие, досрочный выход из строя крыльчатки. Наличие скачков напряжения в сети электропитания
Все насосы, даже самые дорогие и качественные, очень чувствительны к перепадам напряжения
В случае, если они постоянны, это может сыграть фатальную роль. Частые включения/отключения тоже не добавят долговечности насосу. Повышенная засоренность всасываемой воды песком или другими включениями. Непрерывная эксплуатация оборудования в течение долгого времени может привести к достаточно быстрому естественному его износу. Работа «всухую». Такая ситуация появляется если насос установлен неправильно – выше динамического водяного уровня скважины. При таком режиме может возникнуть гидроудар.
Итак, оборудование сломалось.Ниже приводятся 3 основных причины необходимости его ремонта:
- Проблемы с электродвигателем. В дешевых моделях это может быть связано с невысоким качеством их изготовления и недостатками конструкции. Не стоит пренебрегать и ролью материалов, из которых изготовлен агрегат. Возможно наличие скрытых дефектов. Если все вышеперечисленное имеет место или износ деталей велик, предпочтительна замена всего насоса.
- Отсутствие защиты от перегрузок. Насос приходит в негодность вследствие длительной работы под большой нагрузкой, «всухую», а так же при частых перепадах напряжения в электрической сети. В таком случае можно ограничиться ремонтом, в частности – заменой двигателя.
- Некорректная работа насосного оборудования вследствие неправильного подбора и/или нарушений в процессе монтажа. В данном случае следует обратиться к владельцам насосов с рекомендацией внимательнее читать инструкцию.
Безусловно, можно установить более мощный насос в скважину, объем подаваемой воды увеличится, но при этом есть большая опасность скорого истощения водоносного слоя, что повлечет за собой подсос песка и, в конечном итоге, работу «всухую». От эксплуатации в таких режимах крыльчатка выходит из строя очень быстро
Здесь уже реально встает вопрос либо о замене насоса, либо о его капитальном ремонте
Поэтому крайне важно устанавливать насосное оборудование в точности соответствующее параметрам скважины. Если это невозможно – важно предусмотреть установку специального оборудования, обеспечивающего снижение производительности монтируемой модели насоса
Как работают глубинные насосы для воды
Для использования запасов с подземных источников, колодцев или скважин лучше всего использовать глубинные насосы.Принцип действия их заключается в следующем:
- Агрегат опускается в жидкость до отметки ниже поверхностного уровня.
- Создаваемое в устройстве давление, заставляет воду выталкиваться вверх, для чего устанавливаются шланг или труба для глубинного насоса.
- Простые аппараты такого вида могут доставать воду с глубины до 40 метров, более технологичные и дорогие — до 80 метров.
- Существуют две основных категорий насосов:
- для чистой воды, используются для получения очищенной от примесей жидкости. Чаще всего изготавливаются многоступенчатыми.
- грязной.
Вкратце об устройстве
По большому счету, конструкция всей насосной техники для частного использования одинакова. Состоит насос из:
- корпуса, в котором есть отверстие для забора воды;
- электромагнита (динамки);
- вибратора (электрического мотора).
Из чего состоит вибрационный насос?
Для глубоких колодцев используют насосы с верхним отверстием для водозабора, для мелких колодцев – с нижним или боковым водозабором. Однако нижний водозабор грешит периодическими захватами донных примесей в воде из колодца.
Принцип действия
Поскольку все вибронасосы работают на основе принципа инерции, то вся работа сводится к созданию колебаний в жидкости, которая приводится в действие мембраной диафрагмы и создает разницу между внутренним и внешним давлением. Разница созданных давлений отвечает за перекачку воды.
Изгибание диафрагмы создает вибрацию. Чем больше колебательных движений создает диафрагма, тем интенсивнее должно быть охлаждение мотора водой. Поэтому запрещено использование напорной техники без поступающей внутрь воды.
Динамка (так в народе называют электромагнит) это:
- сердечник из стали;
- две катушки медного провода, покрытого эмалью.
Чтобы установить магнит нужно закрепить динамку и катушки внутри корпуса. Для этого заливаем все эпоксидным компаундом, который работает одновременно как изоляция и отводит от катушек к корпусу излишнее тепло для скорейшего охлаждения.
В составе компаунда обязательно присутствуют эпоксидка, плюс отвердитель и пластификатор (с добавлением кварцевого песка). Кварц в данном случае служит просто дополнительным теплопроводником.
Электромотор состоит из якоря со штоком, на котором установлена пружина для амортизации и поршень (резиновые). Чем лучше качество каучука, из которого изготовлены пружина и поршень, тем надежнее и экономичнее насос.
Направление штоку обеспечивает резиновая диафрагма. Она делит две рабочих части аппарата – (электрику и гидравлику) и крепится к штоку за дистанционную муфту. Самое уязвимое место в конструкции любого насоса – резиновый клапан, который закрывает отверстия водозабора.
Вибрация диафрагмы происходит за счет того, что при поступлении тока в мотор, якорь начинает притягиваться к магниту и отбрасывается назад амортизатором в момент смены полярности (перемагничивания полюсов).
Гидравлическая камера насоса – это пространство, которое занимают клапан и поршень. Поршень колеблется, вода пружинит за счет воздуха растворенного и не растворенного в воде, то сжимаясь, то разжимаясь, и ее избыток выдавливается из гидравлической камеры в напорный патрубок, а, затем в шланг. Постоянно максимальное количество рабочей жидкости в напорном аппарате обеспечивает клапан, который впускает и не дает выливаться обратно воде.
Вибрационный насос с нижним забором
Конструкция с верхним водозабором и придонным электроприводом – это классика компановки вибрационных насосов. В них двигатель лучше охлаждается, и при открытых всасывающих отверстиях может без остановки работать до семи часов. Иногда в комплекте стоит датчик перегрева (термореле).
Кстати, обратите внимание на материал, из которого изготовлен крепежный трос. Лучше, чтобы он был из капрона. Этот трос, в отличие от стального, не протирает проушины корпуса и обеспечивает дополнительную защиту при повреждении кабеля тока
Этот трос, в отличие от стального, не протирает проушины корпуса и обеспечивает дополнительную защиту при повреждении кабеля тока.
Но, перед тем как перейти к ремонту вибрационных насосов своими руками, стоит обратить внимание еще на две вещи:
- сечение кабеля с евровилкой не должна быть меньше международного стандартного 2х0,75 мм;
- шланг с диаметром внутреннего прохода не меньше 1,9 см.
Как обеспечить стабильную работу системы водоснабжения
Чтобы водопроводная система успешно функционировала, нужно обеспечить определенный уровень давления и напора воды. Когда нет доступа к централизованному водоснабжению, эту проблему легко решают с помощью насосной станции. Она обычно состоит из:
- насоса;
- мембранного накопительного бака;
- блока автоматического управления (реле давления, манометр и т. д.).
Насос качает воду, которая поступает в бак. Когда давление в баке достигает определенного максимального уровня, насос отключается. Постепенно вода из бака расходуется на различные нужды и давление падает. При минимальном уровне давления насос снова включается и вода поступает в бак. Управляется процесс автоматически.
С помощью такого агрегата можно обеспечить водоснабжением дом, баню и прочие строения, расположенные на участке. Изучив принцип работы, нужно приступить к изучению возможных поломок и способов их устранения.
Изучив принцип работы и устройство насосной станции, можно сделать её ремонт своими руками
Диагностика и устранение неполадок
Итак, попробуем определить, почему забарахлил насос. Если он не включается, прежде всего нужно проверить состояние автоматического выключателя в распределительной коробке. Возможно, он разъединил цепь из-за перегрузки.
Если подозрения не подтвердились, нужно отключить агрегат, извлечь его из скважины и приступить к разборке.
Этапы разборки и ремонта насоса
Прежде всего рядом с местом проведения работ необходимо простелить чистую газету или ветошь, на которую будут складываться детали насоса и крепеж. Далее действуем в следующем порядке:
- Разбираем нагнетательную часть агрегата.
- В насосе вибрационного типа проверяем состояние клапанов, а в центробежном – проворачиваем крыльчатку, дабы убедиться, что вал не заклинило. Если на данном этапе обнаружена причина поломки в виде сгустка грязи или поврежденной детали, принимаем соответствующие меры.
Глубинный насос в разобранном виде
Если все узлы нагнетательного механизма в норме, вскрываем электрическую часть. После этого необходимо проделать следующее:
- Проверить индикатором наличие напряжения на клеммах, к которым подсоединен питающий кабель (не забудьте перед этим включить насос в розетку).
- Проверить тестером сопротивление пусковой обмотки (это нужно делать уже при выключенном питании).
- Проделать то же самое с рабочей обмоткой.
Если табло прибора показывает сопротивление, близкое к нулю, — в обмотке имеет место замыкание витков. Если наоборот – бесконечно большое, значит в обмотке случился разрыв. В обоих случаях нужна перемотка двигателя, для чего необходим специальный станок.
Рекомендации и нюансы проведения работ
- Двигатель перед разборкой следует установить крышкой вверх, иначе масло во время ее демонтажа вытечет.
- Перед разборкой обязательно нужно убедиться, что агрегат отключен от электросети.
- В некоторых моделях для демонтажа крышки двигатель нужно сильно сжать в тисках.
Крепежные винты на погружных насосах из-за постоянного контакта с водой часто закисают.
Чтобы легче было производить обслуживание и ремонт, рекомендуется сразу после покупки заменить «родные» винты с профилем под плоскую отвертку на покупные, имеющие крестообразный профиль.
Как разбирать насос для ремонта?
Чтобы произвести ремонт любого насосного оборудования своими руками, необходимо научиться его разбирать. Как это делать, мы рассмотрим на примере насоса «Водомёт». Разборку выполняем в такой последовательности:
- На входном патрубке необходимо открутить цилиндр с перфорированным днищем. Это фильтр грубой очистки, защищающий изделие от песка и заиливания.
- Далее своими руками с вала на двигателе насосного агрегата демонтируются все шайбы, диски и «стаканы». Чтобы вам было проще установить снятые изделия в нужном порядке назад, выкладывайте их рядом в той последовательности, в которой вы их снимаете.
- После этого со скважинного насоса «Водомёт» необходимо демонтировать стопорное кольцо двигателя. Эта деталь закрывает крышку моторного отсека. Для этого необходимо воспользоваться киянкой. Ударом этого инструмента сдвигаем двигатель вниз, после этого тянем за шнур и возвращаем его обратно. После таких манипуляций уплотнительное кольцо сдвинется. После этого стопорное кольцо смещают отвёрткой в сторону корпуса. В результате этого стопор перекосит и его легко будет вынуть.
- Далее отсоединяем проводку, открываем крышку моторного отсека. После этого при помощи киянки и отвертки можно извлечь мотор из корпуса.
В результате такой разборки можно легко промыть и прочистить крыльчатку и все её составляющие элементы. Двигатель можно отвезти на диагностику и ремонт в специализированную мастерскую. После прочистки и ремонта сборка происходит в обратном порядке.
2 Диагностика и устранение неполадок
При обнаружении того, что устройство не работает как нужно, не следует сразу предпринимать попытки его починки, даже если причина очевидна. Изначально нужно проверить устройство на наличие или второстепенных проблем, не столь очевидных при первом осмотре, или на наличие основной проблемы, когда изначально вообще непонятно почему устройство не работает.
Глубинный насос с накопившимися отложениями на корпусе
На глубинных насосах марок «Спрут» и Водолей», как, впрочем, и на любых других, первым делаем нужно проверить, имела ли место быть банальная перегрузка, из-за которой мог отключиться автомат и вся насосная система в целом.
Для этого нужно:
- разобрать распределительную коробку;
- произвести визуальный осмотр внутренней части — перегоревшая деталь будет сразу заметна (также может ощущаться запах гари).
Если причина поломки не ясна, то нужно снять крыльчатку с насосного двигателя и проверить, вращается ли непосредственно сам двигатель в свободном состоянии или нет.
Важно знать, что большинство современных насосных устройств изготовляются однофазными. К ним присоединяют так называемый «сглаживающий конденсатор», благодаря которому запуск двигателя проходит более гладко и плавно
Вокруг него имеется специальная обмотка.
В таких насосах чаще всего выгорает двигатель. Собственно по этой причине и нужно снимать крыльчатку. А после снятия крыльчатки необходимо произвести попытку прокрутки вала вручную. Благодаря заранее освобожденному месту, из-за снятия крыльчатки, сделать это не составляет труда.
Но если вал не крутится, то нужно думать о механической поломке. Если быть точнее, то думать следует о заклинивании двигателя.
Происходит это лишь в тех случаях, если на двигателе нет дополнительного защитного фильтра. Собственно эти частицы и могут быть причиной возникновения таких проблем. Примечательно, что если их своевременно не удалять с двигателя насосного устройства, то это постепенно приведет к тому, что полностью сгорит вся обмотка статора. Она, что очевидно, ремонту не подлежит, только замене. Впрочем, если вал не имеет проблем с вращением, то нижнюю часть мотора можно собрать.
2.2 Рекомендации и нюансы проведения работ
Перед началом разбора верхней части электродвигателя нужно обязательно поставить его в вертикальном положении. Это действительно необходимо, так как установка электродвигателя в неправильное положение может повлечь утечку масла, которое является рабочей жидкостью в насосных системах.
После установки электродвигателя в необходимое вертикальное положение нужно обязательно снять ту крышку, через которую проходят провода питания установленного электродвигателя. Собственно при снятии крышки сразу можно провести диагностику пускового конденсатора на наличие проблем. Для этого необходимо будет использовать омметр, дабы проверить сопротивление как пусковой, так и собственной рабочей обмотки.
Поэтому дальше нужно взять клеммы омметра и присоединить их к непосредственно самой обмотке. Далее необходимо сделать вращение рукоятки, которое затем создаст необходимое напряжение в 200 – 300 вольт. При показаниях на приборе сопротивления, не доходящего до бесконечности, а это имеет определенное значение, можно считать, что состояние обмотки удовлетворительное или даже идеальное.
А вот в случаях, когда прибор фиксирует сопротивление, доходящее до бесконечности, можно смело говорить о том, что есть проблема в виде обрыва рабочей фазы мотора.
Засор внутренней части глубинного насоса
Когда прибор фиксирует чересчур маленькое сопротивление можно говорить о том, что имеет место быть так называемое межвитковое замыкание. К сожалению, если произошла одна из перечисленных выше возможных проблем, то попытка все исправить своими руками не увенчается успехом, и агрегат необходимо будет отвезти к специалистам, имеющим необходимое для починки оборудование.
Впрочем, в большинстве случаев описанные выше проблемы требуют не столько частичного или полного ремонта, сколько полной замены всех неисправных деталей. Особенно если речь идет об обмотке.
Если прибор говорит о том, что все проверяемые элементы насосной системы находятся в полностью исправном состоянии, необходимо тщательно исследовать пусковой конденсатор. При таких обстоятельствах чаще всего причиной неисправности всей системы является именно его поломка. Кроме того, он может быть в состоянии так называемого обрыва.
Самые распространенные виды поломок
В каждом отдельном случае поломки отличаются друг от друга. Однако есть определенная группа неисправностей, с которыми люди, эксплуатирующие скважинное оборудование, сталкиваются чаще всего. В большинстве случаев ремонт скважинных насосов требуется, когда:
- Изначально покупается дешевый и, соответственно, некачественный насос – поломаться в нем может все, что угодно. Выход из строя такого оборудования может повлечь за собой серьезные последствия – поломку всей системы водообеспечения, например.
- Возникает эрозия рабочей части насосного оборудования (чаще всего – колес или винтов).
- Имеет место гидравлический удар.
- Наблюдается работа скважинного оборудования «в сухую».
- Возникают неисправности в работе мембранного гидроаккумулятора;
- Выходит из строя обратный насосный клапан.
В некоторых из вышеописанных случаев ремонта будет вполне достаточно для возобновления работы системы, однако нужно быть готовым и к тому, что может понадобиться замена скважинного насоса.
Устройство, назначение и принцип работы цркуляционного насоса
В больших помещениях трубы длинные и циркуляция воды в системе происходит медленно, успевая остыть, прежде чем вернуться по замкнутому контуру обратно в котел для повторного нагрева. Для решения этой проблемы прибегают к помощи циркуляционных насосов, которые принудительно заставляют двигаться теплоноситель быстрее по контуру.
Конструкция
Чтобы самостоятельно отремонтировать оборудование, следует знать его устройство:
- Стальной корпус, вытянутый горизонтально. В нем расположены все элементы системы. Изготовляться корпус может также из алюминиевого сплава или нержавейки.
- Электродвигатель и ротор, размещенные в корпусе.
- Рабочее колесо с лопастями, зафиксированное на роторе. Лопасти выгнуты в обратном направлении от движения колеса. Эту деталь изготовляют из прочных полимеров.
Принцип работы
При включении насоса вода в контуре под действием вращения колеса втягивается во входное отверстие. В камере на воду действует центробежная сила, прижимая ее к стенкам камеры и выталкивая наружу. После этого давление падает, и вода снова нагнетается в помпу.
Устройство современных циркуляционных насосов
При таком непрерывном цикле работы температура в системе отопления держится постоянно на одном уровне. Это позволяет экономить затраты на топливо или электроэнергию.