Труба в канаву под заездом на участок: как выбрать и уложить правильно?
Содержание:
- Как установить трубу в канавы на заезд своими руками?
- Устройство дренажа
- Стальные трубы
- Слои: общая последовательность
- Советы по выбору трубы
- Выбираем материал
- Варианты
- Железобетонные изделия
- Как избавить насыпь от размывания
- Материалы для устройства дренажа через въезд на подворье
- Теплый пол: что учитывается при расчете
Как установить трубу в канавы на заезд своими руками?
Вы и сами справитесь с работой по установке трубы в канаве на заезде.Чтобы произвести подобные работы, вам надо подготовить дренажную конструкцию подходящего размера, песок и щебень. Почему конструкция должна быть именно дренажной? Это самый приемлемый вариант из-за разнообразия размеров и своих особенностей. Если вы все таки решили все делать своими руками, то подготовьте следующие инструменты и материал:
- лопату,
- песок,
- щебень,
- материалы для обертывания изделия (продается в любом строительном магазине) и непосредственно конструкцию.
Укладка трубы в канаву своими рукамиБетонные трубы в канаву
Какие действия необходимо выполнить дальше?
Понятное дело, что в первую очередь надо подготовить траншею подходящего размера. После в неё засыпается песок толщиной где-то в десять-пятнадцать сантиметров. Таким образом вы образуете защитный слой для конструкции.
Следующим идет специальный материал для обертывания.
Сверху этого всего засыпается щебёнка толщиной в десять сантиметра.
И только теперь происходит монтаж самой дренажной конструкции.
Подумайте об обеспечении её вывода. Как правило, вывод конструкции осуществляется в систему канализации или ближайшую канаву.
Следующим слоем опять выступает щебёнка, только теперь толщиной в пятнадцать сантиметров.
- На этом этапе происходит заворачивание материала для оборачивания, за которым следует слой песка.
- И последний штрих — земляной слой. Хотя это необязательно. Конечно, если вас устроит песок в роли последнего слоя.
Последний шаг укладки трубы в канаву на заед
Чтобы произвести установку трубы на заезде, вам не надо будет тратить много времени. Работа сама по себе не сложная. Обладание специальными навыками или знаниями не требуется. Но на многое влияет диаметр и вес трубы. Если показатели окажутся большие, то есть вероятность того, что придется использовать вспомогательное оборудование. Чтобы получить представления о той работе, которая вам предстоит, то можете взглянуть на фотографии.
Устройство дренажа
В первую очередь канава необходима для отвода осадков. Однако ров не должен становиться проблемой для въезда автомобиля на дачу. Устройство дренажа будет представлять собой трубу, помещенную в канаву. При этом конструкция будет засыпана грунтом, отличаясь не только функциональностью, но и эстетической привлекательностью. Канава при этом должна пролегать вдоль главной дороги.
При кажущейся сложности выполнить такой дренаж можно без привлечения специалистов со стороны
Важно лишь правильно подобрать тип материала, размер трубы, приготовить щебень, песок и землю. Помимо этого, придется учесть стойкость трубы к коррозии, а также приготовить инструментарий (лопату и оберточный материал)
Устройство дренажа будет представлять закрытую систему из траншеи с настилом и слоем грунта, трубы.
Любая из защитных зон дренажной системы, будь то справа или слева, должна иметь расширение. Для этого в траншее выполняют так называемые зарезы 50 см. Обычно их откапывают по краям траншеи до высшей точки. Независимо от засыпания приямка дорожным щебнем, необходимо выдерживать постоянную глубину. По этой причине зарезы также заполняют тем же щебнем. В среднем глубина должна составлять 60 см.
Покупка трубы является первоочередной задачей. Необходим учет весовой нагрузки, которую она сможет выдержать. Проточный канал будет располагаться поперечно въезду автомобиля. Труба не должна возвышаться над въездом. Обычно в устройстве стараются использовать материал, правильно подбирая его диаметр. В случае использования металлической трубы ее обязательно красят снаружи либо смазывают битумной мастикой.
При использовании материала с небольшим сечением края закрывают сварной решеткой, размер ячеек которой не превышает 1,5 см. Этот элемент дренажа будет являться защитой трубы от засора. При большом диаметре трубы засорение маловероятно. Например, если сечение составляет 50-60 см, трубу ставят в группу обслуживающих систем. Такие трубы нужно оборудовать замком-четвертью.
Лотки можно устанавливать в перевернутом виде, как это делают при прокладке теплотрассы. Иногда в устройство дренажа включают гофротрубы с ребрами жесткости. Проектирование зависит от профиля траншеи и ширины канала. При этом ширина перевернутого трапециевидного дна должна быть больше на 30-40 см диаметра самой трубы. Важным нюансом в системе является тот факт, что проточная труба при укладке должна располагаться строго горизонтально. Иногда поверх канавы заливают бетонный мост, который распределяет нагрузки.
Стальные трубы
Продукция из стали применяется как в промышленности, так и в быту и по способу производства делится на четыре основных вида.
Бесшовные стальные трубы
Отличительная черта этого варианта это то, что выпускаемые металлические изделия не имеют сварных швов. За счет чего, по сравнению с другими видами, эти стальные трубы более устойчивы к воздействию увеличенных нагрузок. Высокая теплопроводность и невосприимчивость к коррозии позволяет изделиям находить широкое применение в отраслях промышленности и в сфере коммуникаций.
В зависимости от соотношения плотности стенок и внешнего диаметра, бесшовные металлические трубы делятся на:
- особотонкостенные;
- тонкостенные;
- толстостенные;
- особотолстостенные.
Изготовление металлических труб происходит на специальных трубопрокатных агрегатах и подразделяется на холоднодеформированное и горячедеформированное. Оба варианта используются для возведения городских коммуникаций, в частности, для обеспечения жилых массивов горячей и холодной водой. В промышленности эти металлические трубы встречаются в качестве трубопроводов, которые обслуживают производственные линии, а также применяются для транспортировки нефти или газа.
Холоднодеформированные трубы производятся методом холодной прокатки и предназначены для сборки на важных участках, где требуется обеспечить надежность конструкции. Увеличенная стойкость к коррозии обеспечивается присутствием в легированной стали примесей меди, никеля и хрома. А если изготовление труб ведется из углеродистой стали, то готовый продукт легко поддается последующей обработке, приобретая нужный облик.
Горячедеформированный метод предусматривает производство труб из раскаленных металлических заготовок на трубопрокатных станках. Готовая продукция выдерживает повышенное внутреннее давление, необходимое для циркуляции углеводорода, при переработке нефти. Кроме того, устойчивость к механическим повреждениям дает возможность применять бесшовные металлические трубы в ветвях водоснабжения.
Электросварные трубы
Производится этот товар из углеродистой или низколегированной стали. Болванкам придают необходимые формы, после чего сваривают. Края могут обрабатываться или оставаться в сыром виде. В зависимости от этого зависит стоимость металлитеских труб, поступающих к покупателям.
Стойкость к коррозии обеспечивают специальные средства, наносимые во время технологической сборки. Способность выдерживать большое давление появляется за счет того, что плоская заготовка скручивается и проворачивается, тем самым места соединений получаются спиралеобразными.
Электросварные металлические трубы применяются в системах отопления, подачи воды и газа, а также используются в качестве магистралей газонефтепроводов.
Профильные трубы
В строительстве, наибольшую популярность получили профильные металлические трубы. Вариант, который является альтернативой полнотелым брусам. Благодаря полой конструкции профильных металлических труб можно снизить вес всего сооружения. Заготовками служат круглые прямошовные болванки, приобретающие в процессе формовки прямоугольную, квадратную или овальную форму. А дальнейшая термическая обработка освобождает готовые металлические трубы от механических напряжений.
Профильные трубы, кроме строительства также применяются в:
- машиностроении;
- производстве мебели;
- наружной рекламе;
- сборке каркасов.
Диапазон сечения лежит в пределах от 10×10 мм до 500×400 мм, а плотность стенок варьируется в пределе от 1 до 22 мм
Водогазопроводные трубы
Прямое назначение этой продукции — транспортировка газа и воды, поэтому здесь особое при внимание уделяется шву. Материалом для изготовления труб служит углеродистая сталь, а выпускаемый продукт является электросварным и различается по двум признакам:
- плотности стенок (обыкновенные, легкие, усиленные);
- наличию защитного слоя (оцинковка), толщина которого не менее 30 мм, что на 3% утяжеляет товар.
Монтаж ведется сварным методом или резьбовым соединением, осуществляемый при помощи комплектующих.
Слои: общая последовательность
После того как выбрано место под стоянку для машины на даче, размечаете выбранные размеры площадки (с учетом системы водоотведения). Далее работаем в таком порядке:
- Снимаем слой грунта глубиной 30-35 см.
- Убираем все камни, корни, выравнивем (в горизонт не надо, но ям и горбов быть не должно).
- Берем трамбовку, уплотняем грунт.
Пример слоев для парковки из тротуарной плитки
- Расстилаем геотекстиль. Его размеры должны быть больше габаритов площадки на 0,7-1 метра, края должны заворачиваться на края котлована под стоянку автомобиля. При устройстве дренажа, в «излишки» геотекстиля заворачивают дренажную трубу. А так, края можно спрятать под траву, прижать бордюром, присыпать слоем гравия.
- Насыпаем слой песка, выравниваем, трамбуем. В утрамбованном виде слой 10-15 см. Для того чтобы трамбовать было легче, песок мочат водой.
- Насыпаем слой щебня. Желательно использовать двух фракций: крупной и средней. На песок укладывается слой крупного гравия (20-40 мм), выравнивается, трамбуется. Его толщина — 10 см в готовом виде.
- Слой гравия средней фракции (5-20 мм). Выравнивается, трамбуется. Его толщина тоже примерно 10-15 см.
Экзотический пока вариант для наших дачных стоянок — резиновое покрытие
Последующие слои зависят от типа покрытия площадки. Их рассмотрим чуть подробнее в следующем пункте.
В общих чертах, это все правила и особенности устройства автостоянки на даче. Более точные размеры слоев зависят от структуры грунтов и планируемой нагрузки. Например, для сыпучих (пески и супеси) и нестабильных (торфяники) грунтов, для придания большей стабильности, на дно котлована можно уложить дорожную сетку. Она исключит продавливание.
Второй пример: между песком и гравием можно уложить слой геотекстиля. Нижний слой (на дне котлована) необходим для стабилизации основания, а также для того, чтобы не прорастали растения. Промежуточные слои делают защиту от растений более надежной, а также предотвращают перемешивание слоев. В таком случае даже тяжелая машина не оставит колеи.
Советы по выбору трубы
Кроме выбора материала трубы, важно грамотно определить ее диаметр. Правильный расчет сечения канала позволит талой и дождевой воде любой интенсивности свободно проходить за пределы участка
Если существует опасность попадания в полость конструкции крупного мусора, то с обеих сторон нужно установить защитные стальные решетки.
Учитывая, что железобетонные конструкции трудоемкие в монтаже, а металлические в условиях сырости подвержены коррозии, кроме того, дорогие, то лучшим вариантом устройства дренажной канавы будет пластиковая гофрированная труба. Она легко режется, устанавливается без применения спецтехники.
Для канавы можно взять канализационную двухслойную гофротрубу из полипропилена РР (ПП) (Прагма) или полиэтилена повышенной прочности (Корсис про) с гладкой внутренней поверхностью и структурированной наружной стенкой. Эти материалы отлично выдерживают внешнее давление и низкие температуры, не ржавеют, устойчивы по отношению к агрессивным средам.
Выбираем материал
На трубу, расположенную под проездом, действуют постоянные и переменные нагрузки. К постоянным относят вес грунта и асфальтового или бетонного покрытия. Величина достаточно большая, что требует высокой кольцевой жесткости. Основными материалами для изготовления служат:
- металл;
- бетон;
- железобетон;
- пластик.
На трубу в канаву на заезд оказывают негативное воздействие грунтовые, талые и дождевые воды, периодическое замерзание и размерзание почвы. Материал должен обладать стойкостью к образованию ржавчины и перепадам температуры.
Бетонные и железобетонные изделия
Бетонные трубы имеют высокую пропускную способность, стойкость к физическим нагрузкам, длительный срок эксплуатации, противостоят воздействию агрессивных жидкостей.
Железобетонные изделия усиливают каркасами или арматурой А-1 и А-III, имеют высокую несущую способность, по которой подразделяются на пять групп. Труба бетонная для канавы выбирается 1 группы. Она выдерживает над собой 2 м грунта, что допускает использование в центральных и других регионах России, где глубина зимнего промерзания почвы не превышает полутора метров.
Таблица 1. Железобетонные трубы.
Марка | Диаметр, мм | Длина, м | Вес, т |
ТБ 30.25-2 | 300 | 2,5 | 0,45 |
ТБ 40.25-2 | 400 | 2,5 | 0,61 |
ТБ 50.25-2 | 500 | 2,5 | 0,925 |
ТБ 40.55-2 | 400 | 5,5 | 1,20 |
ТБ 50.50-2 | 400 | 5,0 | 1,40 |
ТБ 50.55-3 | 500 | 5,5 | 1,45 |
Железобетонные изделия для дренажа должны иметь класс водонепроницаемости не более W6, водопоглащение не выше 6 % от веса, минимальный класс морозостойкости — F200.
Стальные изделия
Для дренажа используют толстостенные трубы, имеющие антикоррозийное покрытие. Это достаточно тяжелые изделия, их монтируют с использованием подъемников или кранов. Большой расход металла на изготовление увеличивает их стоимость. В таблице 2 приведены диаметры стальных труб для дренажной канавы.
Таблица 2.
Диаметр, мм | Толщина стенки, мм |
426 | 6 |
530 | 8 |
630 | 8 |
720 | 8 |
Применяются реже железобетонных аналогов. Не используются во влажном климате и заболоченной местности. Излишняя влажность приводит к появлению ржавчины и быстрому износу материала.
Пластиковые
Для укладки под въездом на территорию применяют пластиковые трубы с гофрированными стенками. Их пропускная способность достаточная для данного сооружения. Высокая химическая стойкость и кольцевая прочность, невосприимчивость к влаге, легкость и простата монтажа, делают изделия часто используемыми в строительстве.
Таблица 3. Трубы пластиковые под дорогу.
Диаметр, мм | Класс жесткости | Длина, м |
340/300 | SN4 | 6 |
340/300 | SN8 | 6 |
460/400 | SN6 | 6 |
460/400 | SN8 | 6 |
Пластиковые трубы должны иметь не менее двух слоев, один из которых гофрированный. Гладкие пластиковые изделия нельзя укладывать в дренажную канаву.
Современные пластики для дренажа имеют следующие положительные характеристики:
- устойчивость к внешним воздействиям;
- гладкие стенки предотвращают скопление внутри налета, грязи, мелкого мусора;
- материал не подвергается воздействию коррозии;
- долговечность;
- малый вес;
- простой монтаж;
- возможность укладки самостоятельно без использования грузоподъемной техники;
- невосприимчивость к агрессивным средам.
Варианты
Лучшей конструкцией канавы является дренажная. Этот вариант удобен тем, что он разнообразен в выборе размеров и особенностей. В отличие от просачивания воды через материал насыпи не исключено размывание дорожного полотна, что может стать причиной возникновения аварийной ситуации. Конструкция заезда должна обеспечивать водосток исключительно через дренажную трубу. В зависимости от типа материала его просто засыпают почвой либо заливают бетоном.
Практика показывает, что прочнее на деле мосты, выполненные путем заливки, нежели варианты с утрамбовкой грунта. Отмечается, что последующая заливка увеличивает срок службы труб. При соблюдении правил укладки трубы она может прослужить дольше заявленного срока. Дренажные трубы из пластика с геотекстилем отличаются наличием перфорации. За счет фильтра они впитывают влагу, поступающую из грунта. Эти изделия выполняют из двухслойного полипропилена.
Железобетонные изделия
Первым делом следует выбрать материал дренажа
В данном случае очень важно, чтобы он выдерживал сильные давящие нагрузки. Поэтому сначала нужно выяснить, какие трубы лучшие всего подходят для устройства заезда через канаву
Изготавливается бетонный вид труб в две стадии:
- Сначала делается стальной каркас из сваренных вкруговую друг с другом прутов арматуры.
- Далее основа заливается бетонным раствором высокой марки. После этого заготовка уплотняется при помощи центрифуги и вибропрессования.
Вследствие особенностей производства, железобетонная продукция получается очень прочной и гладкой. Поэтому в этом случае не стоит переживать если вы решили заложить концы трубы под заезд камнями.
Структура вибропрессованного материала максимально плотная. Поэтому вода не может проникать внутрь него и способствовать ржавлению стального каркаса.
Рассмотрим параметры железобетонных труб:
- их сечение может составлять 0,3-1,2 м;
- толщина стенок бывает 140-200 мм;
- длина колеблется от 250 до 500 см.
Железобетонные трубы для дренажных канав обладают двумя классами жесткости:
- Параметр первой категории означает, что изделие можно закладывать в грунт не более чем на 6 м. Для более глубокого закапывания подобные конструкции не пригодны.
- У материала второго класса жесткости несущая способность выше. Его можно класть на глубины до 10 м.
Основные достоинства ж/б дренажа — его высокий уровень прочности и продолжительный срок службы. Главные недостатки — дороговизна, большие размеры и вес. Укладывать бетонные конструкции можно только при помощи спецтехники.
Отдельной разновидностью таких конструкций являются асбестоцементные трубы под заезд. Они легче и компактней ж/б аналогов.
Как избавить насыпь от размывания
Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:
- Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
- Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.
Материалы для устройства дренажа через въезд на подворье
Выбирая, какую трубу положить в канаву, отделяющую проезжую часть дороги от подворья, в первую очередь необходимо узнать о ее возможности выдерживать существенные нагрузки.
Даже если у вас имеется только легковой автотранспорт, нельзя исключать возможность появления необходимости загнать во двор «КАМАЗ», нагруженный стройматериалами. Поэтому первое правило требует выбирать трубы с максимальной жесткостью и несущей способностью.
На сегодняшний день можно выбрать конструкции из различных материалов, способные организовать эффективный и безопасный пропуск воды через насыпь перед въездом на подворье.
Чаще всего применяют следующие варианты:
Металлическая дренажная труба в канаву — такое устройство применялось уже достаточно давно. Даже учитывая склонность металла к коррозии, такие водопропускные устройства способны служить 30-40 лет.
Это объясняется тем, что для этих целей используют толстостенные элементы большого диаметра, а дополнительная гидроизоляция трубы сможет обеспечить надежную защиту от коррозии.
Не менее часто используются бетонные трубы на заезд, обеспечивающие пропуск большого количества воды без нанесения ущерба дорожному покрытию. Такие элементы имеют значительный вес, поэтому их установка в бытовых условиях не всегда целесообразна, так повлечет дополнительные расходы на подъемную технику.
Гораздо проще устроить самодельные железобетонные трубы в канаву. Для этого понадобится обычная пластиковая канализационная труба (диаметр лучше выбирать самый большой, или использовать несколько труб, это зависит от предполагаемого водопритока в канаве).
Монтаж такой водопроточной системы осуществляется следующим образом. На подготовленное основание укладываются пластиковые трубы, которые будут играть роль своеобразной гильзы.
Вокруг труб увязывается армирующий каркас из металлического прута, желательно чтобы он располагался вокруг всей поверхности основного пластикового элемента. В этом случае после заливки бетона получится монолитная конструкция, способная выдержать существенные нагрузки.
Монтаж такой системы особенно актуален для устройства отвода через дорожное полотно дождевых осадков. Следует отметить, что подобные конструкции могут отличаться хрупкостью, поэтому их монтаж достаточно трудоемок и требует применения специальных приемов установки конструкции. Обычно технология монтажа рекомендуется непосредственно производителем таких железобетонных изделий.
На сегодняшний день самым оптимальным вариантом устроить въезд на участок через канаву является применение специальных гофрированных дренажных труб.
Теплый пол: что учитывается при расчете
Для организации эффективной работы отопления необходимо правильно рассчитать расстояние между трубами теплого пола – шаг укладки трубы. Этот показатель зависит от коэффициента теплопроводности материала, из которого она изготовлена, и ее диаметра, а также места укладки и возможных теплопотерь. Неправильный расчет приведет либо к перегреву поверхности, либо к дискомфорту, связанному с перепадами температур.
https://youtube.com/watch?v=PXdSuPLNuQY
Расчет водяного теплого пола, материалы
Коэффициент теплопроводности
Определение расстояние между петлями контура необходимо начинать с выбора основного расходного материала. Для этого нужно определить, какие трубы лучше всего проводят тепло и традиционно используются для организации теплого водяного пола, расположив их в порядке убывания.
- Медь.
- Сталь.
- Металлопластик.
- Сшитый полиэтилен.
-
Полипропилен.
Шаг между трубами из материалов, имеющих высокий показатель теплопроводности всегда больше. Лучше всего проводят тепло медные и стальные гофрированные трубы. Однако их применяют в обустройстве водяного теплого пола очень редко по причине высокой стоимости. А хуже всего проводит тепло полипропилен, который используют редко по причине плохой эластичности.
Самыми популярными материалами являются сшитый полиэтилен и металлопластик.
Диаметр труб
Чем меньше диаметр основного элемента системы, тем меньше нужно делать расстояние между петлями в контуре. При использовании трубы большего диаметра, шаг укладки в контуре, соответственно, увеличивается.
- Труба диаметром 16 мм укладывается с минимальным расстоянием, составляющим 10-15 см.
- При увеличении диаметра до 20 мм увеличивается и шаг укладки. В этом случае он может составлять 15-20 см.
-
При использовании трубы диаметром 25 мм расстояние между петлями должно составлять от 20 см до 30 см.
Специалисты не рекомендуют применять при укладке контуров теплого водяного пола трубы меньшего или большего диаметра, так как при их использовании отопление потеряет свою эффективность.
Трубы для теплого пола
Тепловые потери и место расположения
Шаг между петлями в контуре водяного теплого пола может быть постоянным или переменным. Постоянный шаг, как правило, соблюдается в промышленных помещениях и в комнатах, к которым предъявляются жесткие требования относительно температуры воздуха, к примеру, в санузлах.
Расчет длины контура водяного теплого пола
- В больших промышленных помещениях, а также бассейнах и аквапарках, расстояние между петлями должно составлять 20 см (при условии использования расходного материала диаметром 20 мм).
- В санузлах шаг укладки должен составлять 15 см.
- Во всех остальных случаях используется переменный шаг. Минимальное расстояние между витками соблюдается вдоль стен, соприкасающихся с улицей, так как именно в этих местах наблюдаются наибольшие теплопотери. По мере удаления от наружных стен шаг укладки увеличивается.
- В целом оптимальный размер шага укладки определяется, исходя из расчетной мощности тепловых потерь.
- Если тепловые потери составляют меньше 50 Вт/м², шаг укладки в контуре может составлять 30 см.
- Если же тепловая нагрузка превышает 80 Вт/м², то соблюдается минимальный шаг.