Как сделать печку на отработке своими руками: чертежи, видео, фото процесса
Содержание:
Печь для гаража на отработанном масле своими руками: принцип действия
В качестве горючего, как понятно из названия, такие печи используют отработанное моторное масло — смесь тяжелых углеводородов. Отработка дешева, ее запасы регулярно пополняются при обслуживании автомобиля, а у владельцев небольших гаражных сервисов она есть практически всегда.
Вместе с тем воспламеняется она достаточно трудно, а горючих паров практически не образует. Поэтому наиболее распространенные конструкции печей на отработанном масле используют принцип пиролиза, то есть разложения масла на более легкие фракции при нагреве, что делает их прямыми потомками популярных в первую половину XX века газогенераторов.
Основой такой печи является металлическая емкость с маслом, над которой устанавливается камера сгорания — перфорированная труба с отверстиями для притока воздуха в зону горения.
В маслобаке имеется заливное отверстие с крышкой, позволяющей регулировать степень его открытия для управления процессом горения (так называемый дроссель). На маломощных печах камера сгорания выходит напрямую в дымоход, в более совершенных конструкциях используется расширительная камера с внутренней перегородкой для полного дожига газов.
Как работает сделанная своими руками масляная печь для гаража? При розжиге внесенный в бак через полностью открытый дроссель факел начинает испарять отработку. Попадая в камеру сгорания, пары масла смешиваются с воздухом и воспламеняются.
Так как стены камеры сгорания прочно связаны с масляным баком, тепло от сгорания паров передается его стенкам, и масло начинает активно испаряться уже без помощи факела. Развивается цепная реакция разложения: чем сильнее нагревается бак, тем активнее испаряется и разлагается отработка, и тем жарче разгорается огонь в камере сгорания.
Чтобы иметь возможность управлять этим процессом нужен дроссель — прикрывая его, можно уменьшить активность горения и тем самым ограничить температуру печи.
На фото ниже масляная печка в гараж:
Достоинства и недостатки
Правильно собранная пиролизная печка способна нагреваться до высокой температуры при малом расходе топлива, в отличие от прожорливой и малоэффективной буржуйки.
Средний расход гаражных самоделок находится в районе полулитра масла в час — таким образом, при смене масла в обычной легковушке, объем картера которой составляет 3-4 литра, можно обеспечить свой гараж теплом минимум на 6 часов.
При работе такая печь практически не дымит и быстро прогревается. Так как в обычных условиях моторное масло трудно воспламеняется, этот вид топлива в хранении практически безопасен.
Однако есть у пиролизной печки и несомненный недостаток: если буржуйка практически всеядна и в ней можно сжигать практически любые горючие твердые отходы, то печи на отработке нужно только масло, причем очищенное от воды: закипание в прогретом резервуаре способно привести к резкому разбрызгиванию горящего масла, которое можно сравнить с взрывом.
При частых посещениях гаража зимой возникнет потребность в покупке отработки, но в основном это лишь вопрос о ее транспортировке: с официальной сдачей на переработку большинство автосервисов не связываются и продают отработанное масло желающим по достаточно низким ценам.
СПРАВКА: При эксплуатации печей, работающих на саможоге, есть важный нюанс: погасить их достаточно трудно, так как даже при полностью закрытом дросселе отверстий в камере сгорания достаточно для поддержания температуры, при которой процесс пиролиза прервется.
Перекрытие же дымохода приведет к тому, что горение пойдет с жирным чадом, который пойдет в помещение через вентиляционные отверстия в камере сгорания. Следовательно, заливать масло в печь нужно с таким расчетом, чтобы его хватило как раз на планируемое время пребывания в гараже.
При пиролизе моторного масла образуется много негорючего остатка, сильно загрязняющего масляный бак. Его приходится регулярно чистить, и этот момент должен быть предусмотрен в конструкции печи — сделав бак неразборным, Вы об этом быстро пожалеете.
Печка в гараж на отработке своими руками — чертежи:
Техника безопасности
Печка представляет собой прибор с открытым огнем, поэтому, при его эксплуатации необходимо строго соблюдать необходимые требования техники безопасности:
- нужно следить, чтобы в помещении, где работает агрегат, не было сквозняка;
- температура печи довольно высока, поэтому поблизости нельзя оставлять ничего, что может воспламениться;
- на расстоянии 0,5 м ничего не должно находиться;
- печку с явными дефектами эксплуатировать запрещается, это касается и дымохода с нарушенной целостностью;
- работающий агрегат нужно держать под контролем, периодически проверяя его состояние;
- запрещается оставлять без присмотра печь.
Кроме того, существует ряд требований, предъявляемых к топливу, на котором работает печка. Во-первых, нельзя экспериментировать с топливом, используя бензин, керосин и другие легкогорючие вещества. Это может привести к взрыву!
Во-вторых должно использоваться только отработанное масло (моторное, индустриальное, трансмиссионное, синтетическое и пр.). В-третьих, масло, используемое в качестве топлива, не должно содержать воды.
Разновидности печей на отработке
Выше уже говорилось о том, что простейшая буржуйка не слишком удобна и эффективна. Поэтому появились различные варианты модификаций, которые мы рассмотрим ниже.
Печь на отработке из старого газового баллона
Здесь тоже потребуется листовой металл 4 мм (примерно 50 кв.см), но более важен другой базовый элемент – отработанный газовый баллон емкостью 50 л, лучше старого советского образца, пропановый. Кислородный тяжелее и массивнее, с ним трудно работать. Кроме этого, нужны:
- стальная труба диаметром 100 м, длиной 2000 мм;
- вентиль с резьбой ½ дюйма;
- стальной уголок с полкой 50 мм, метр или немного больше;
- хомуты;
- петли;
- кусок шланга для подачи топлива;
- автомобильный тормозной диск. Диаметр подбираем так, чтобы он свободно входил в баллон;
- еще один баллон (фреоновый) для создания топливного бака.
Последовательность работы:
- спускаем остатки газа из баллона, сверлим в дне отверстие и промываем баллон водой;
- вырезаем в боковой стенке два проема – большой нижний и меньший верхний. В нижнем будет располагаться топливная камера, в верхнем – камера дожигания. Кстати, если размеры нижнего проема позволяют, помимо отработки можно будет использовать в качестве топлива дрова;
- из стального листа делаем дно камеры дожига;
- из трубы изготавливаем горелку – место, где летучие газы смешиваются с воздухом и воспламеняются. В горелке сверлятся отверстия (по описанному выше принципу), внутри труба ШЛИФУЕТСЯ, это необходимо для большей эффективности изделия;
- готовую горелку вваривают в дно камеры дожига;
- из тормозного диска и куска стального листа делаем поддон для отработки. В верхней его части привариваем крышку;
- для соединения горелки и крышки поддона лучше использовать муфту – это облегчает обслуживание печи;
- выполняем подвод для горючего. Для этого в стенке баллона выполняется отверстие, в которое вваривается труба с резьбовым краем;
- на внешнем конце трубы ставится вентиль, к нему подключается шланг. Шланг, в свою очередь, подключается к баллону с топливом;
- трубу для дымохода вваривают в верхнюю часть баллона, далее «уводят» плавным переходом вверх, до выхода из помещения.
Фактически на этом работа с самой печью закончена, но лучше дополнительно соорудить теплообменник – это увеличит эффективность.
Один из вариантов теплообменника – наваренные на корпус пластины – показан на фото ниже.
Готовая печь с открытыми дверками (петли были нужны именно для них, на петли крепятся вырезанные в пункте 2 куски баллона).
Печь на отработке с наддувом
Эта конструкция также собрана на основе 50-ти литрового баллона.
Подача воздуха здесь идет от вентилятора (например, от печки автомобиля ВАЗ 2108), что позволяет увеличить тягу в дожигателе и при этом сделать фактически теплообменником всю поверхность баллона.
Процесс работы и розжиг показаны в видео.
Печь на отработке с водяным контуром
Изготовление печи с водяным контуром может быть практически таким же, как и в наиболее простом варианте. Основное отличие – организация отбора тепла в водный теплоноситель. На фото ниже такая возможность реализована обмоткой трубы вокруг корпуса печи. При этом снизу, естественно, подается холодная вода, сверху выходит нагретая.
Более «продвинутый» вариант – печка с «водяной рубашкой». Фактически корпус заключен во второй, полый, внутри которого циркулирует вода. Нагретая жидкость подается в радиаторы отопления.
Правда, фраза «не дымит» от производителя является некоторым преувеличением – это реально только при регулярной чистке дымохода и использовании достаточно качественного, отфильтрованного топлива.
На чертеже устройство выглядит примерно так.
Печь с капельной подачей топлива
Этот тип печи более безопасен, чем те конструкции, в которые топливо заливается одномоментно. Кроме того, в случае постепенной подачи можно свободно регулировать длительность горения.
Обязательным элементом системы является отдельный бак для топлива, отработка из которого подается небольшими порциями – почти каплями – с помощью специального устройства.
На фото ниже показана конструкция, где имеется расположенный выше топливной камеры отдельный бак с маслопроводом. Базой печи является газовый баллон, для регулировки интенсивности подачи отработки используется вентиль. Подробнее устройство печи рассмотрено выше.
Еще один тип изделия – с выдвижным отсеком для топлива и двойным дожигателем.
Она же, реализованная в металле.
Обратите внимание: благодаря наддуву и отсутствию потерь топлива при заливке расход отработки снижается на 20…30%
Чертежи и схема сборки
Изготовление печи начинается с нижней камеры. Она совмещена в печке с топливным баком, на крышке которого проделаны специальные отверстия для залива отработки и для трубы, соединяющей первую камеру со второй.
По размерам, которые показаны на рисунке, вырезают части камеры первичного сгорания, отшлифовывают края и сваривают их. Стенки делают из заготовки трубы.
К ним приваривают уголки, которые станут ножками, лист металла приваривают на дно. Отверстие размером в 10 см вырезают по центру, а другое – 6 см сбоку, ближе к краю. При желании делают съемную крышку – так легче чистить бак.
В трубе, длиной 36 см и диаметром 10 см просверливают до 50 отверстий диаметром 9 мм равномерно по всей площади трубы, чтобы поток воздуха был одинаков с каждой стороны.
Труба с проделанными отверстиями приваривается перпендикулярно к крышке бака. На нижнем баке делают воздушную заслонку. Закрепляют ее болтовым соединением или заклепкой. Через это отверстие будет производиться розжиг печи и залив отработки.
Верхний бак делается так же как и нижний. В пластине, которая крепится внизу бака, делается отверстие диаметром 10 см, смещенное к одному из краев. К отверстию внизу приваривается отрезок трубы большим диаметром от отверстия ровно настолько, чтобы его удалось надеть на перфорированную верхнюю камеру горения.
Так как крышка верхнего бака подвержена воздействию высочайших температур, ее рекомендуется выполнить из металла, толщиной минимум 6мм. В верхней части бака делают отверстие для дымохода, которое является противоположным к отверстию в дне. Между ними ставят пластину толстого металла – отсекатель. Он вставляется ближе к отверстию для дымохода.
К верхней крышке приваривается труба, которая после присоединяется к дымоходу. Для улучшения устойчивости конструкции приваривают распорку из трубы или уголка. Окрасить печь можно краской по металлу, выдерживающей высокие температурные режимы.
Печи капельного типа с наддувом
Печь с наддувом – это тот же прибор для обогрева, только оснащенный вентилятором. Размещается он ближе ко второй камере сгорания. Наддув обеспечивает равномерный обогрев помещения.
Собрать капельную печь трудно. Таким же механизмом укомплектовываются промышленные приборы отопления. Модели подобного плана снижают количество используемого топлива.
Современные народные умельцы научились совмещать капельный механизм с наддувом. Однако собирать подобный агрегат без соответствующих навыков настоятельно не рекомендуется.
Монтаж печи, работающей на отработанном масле
Фундамента для такой печи не требуется, так как конструкция очень легкая, но поверхность, на которую устанавливают печь, должна быть строго горизонтальной. Устанавливают печь таким образом, чтобы было удобно заливать топливо. Для удобства заливки топлива используют воронку (лейку). Если полы деревянные, то перед тем, как установить печь — на пол настилают металлический лист.
Среди важных аспектов, касающихся конструкции можно выделить следующие:
- внутренний диаметр дымохода должен быть не меньше 10 см, толщина стенок – не менее 1 мм;
- толщина стали для резервуаров – 4 мм, для донышка топливника и крышки верхнего резервуара – 6 мм;
- длина горелки должна быть больше значения ее диаметра;
- оптимальный объем резервуара, предназначенного для топлива, от 8 до 15 литров;
- трубы выбирают из таких материалов как: нержавеющая сталь, медь, окрашенная жесть;
- дымоход обязательно должен иметь возможность демонтажа для удобства обслуживания печи;
- допускаются наклонное положение частей дымохода, находящихся в помещении (для улучшения прогрева помещения), однако вне помещения труба должна быть строго вертикальной (чтобы предотвратить задувание ветра).
Что потребуется для работы
- чертеж;
- сварочный аппарат и электроды;
- болгарка, отрезные круги для металла, напильник, наждачная бумага;
- стальные уголки или арматура;
- набор сверл и дрель;
- стальные листы толщиной 4 и 6 мм;
- трубы для дымохода и горелки;
- молоток;
- рулетка и уровень.
Подготовка и сборка печи (чертеж)
- Распечатываем чертеж и начинаем подготовку к сборке. Все детали соединяем сварочным аппаратом. Исключение – элементы резервуаров, помеченные на чертеже «плотно входит». Их делаем разборными. Все сварные швы тщательно проверяем на герметичность. Окалину зачищаем болгаркой или напильником.
- Листовую сталь раскладываем на ровной поверхности, делаем разметку и производим резку деталей болгаркой. На листогибочном станке производим гибку, подготавливая детали – стенки резервуаров. Проверяем плотность прилегания деталей.
- Слева на фото – готовая крышка нижнего резервуара, справа – нижняя его часть. Между собой их не свариваем, детали должны остаться разборными, но плотно прилегать друг к другу. Отверстие для заливки в печь топлива выполняем около 5 см в диаметре.
- Производим сборку верхнего резервуара (привариваем стенки к донышку).
- Привариваем в верхнем резервуаре перегородку-отбойник (ближе к отверстию для горелки). Присоединяем выхлопной патрубок. К нему впоследствии будем подключать дымовую трубу.
- На трубе, предназначенной для горелки, высверливаем 48 отверстий диаметром 9 мм каждое. Соединяем сваркой верхнюю камеру и горелку.
- Проверяем размеры деталей. Монтируем уплотнительное кольцо.
- Привариваем бак, предназначенный для заливки масла. Оснащаем его переливной трубой.
- Из металлического уголка вырезаем три ножки длиной 20 см и соединяем их с дном печи.
Создание печи на отработанном масле своими руками — видео урок
Некоторые детали данной печи можно вырезать из толстостенной трубы, использованного газового баллона. Но если баллонов не нашлось, согнуть металл в радиус нет возможности или желания, можно смонтировать аналогичную печь, но квадратного сечения. Вырезать детали этой конструкции намного проще. В случае отсутствия болгарки используем гильотинные ножницы для металла.
- Подготовим нижнюю часть печи. Для этого соединяем вместе ножки, дно и боковые стенки топливного резервуара.
- Верхняя часть топливника должна герметично надеваться на нижнюю. Тщательно проверяем размеры стенок перед резкой металла. Крышечку топливного бака крепим на шуруп или стальную клепку, чтобы обеспечить возможность поворачивать крышку при необходимости.
- В верхнем баке устанавливаем перегородку.
- Привариваем патрубок, который будем подключать к дымоходу.
Так как дымоход будет иметь несколько участков с наклоном 45 градусов, то в местах соединения труб устанавливаем специальные отводы. В месте прохождения трубы через потолочные перекрытия дополнительно обшиваем негорючими материалами (минеральная вата) и слоем металла (в строительных магазинах для этого продается специальный элемент «проход через крышу», облегчающий монтаж). Помимо отводов пригодятся хомуты и металлический грибок, предотвращающий попадание дождя и снега внутрь трубы.
На этом мы заканчиваем, советуем вам почитать статью про то, как построить — печь бубафоню своими руками, потому, что ее конструкция напоминает, то что мы рассмотрели ваше.
Масляная печь с принудительным нагнетанием воздуха
Снабдить теплом целый частный дом площадью порядка 100 м2 может печка, работающая на масле и снабженная принудительным нагнетанием воздуха в зону горения. Ее преимущества очевидны:
- большая мощность;
- высокий КПД сжигания топлива;
- можно добиться хорошего КПД использования теплоты сгорания путем автоматизации агрегата;
- экономичность.
Конечно, в изготовлении такая печь несколько сложнее, кроме того, появляется прямая зависимость работы отопителя от надежности электроснабжения. В районах, где часты отключения электроэнергии, придется принять меры по обеспечению бесперебойной работы печи с помощью различных генераторов.